Яндекс.Метрика

ГЛОССАРИЙ

   

(Уточнение значений терминов, применяемых в данной работе)

Ладовая структура – конкретный способ взаимодействия звуковых элементов,  включающий:

систему тональных функций (гармонических и мелодических);

систему модальных позиций, составляющую модальную основу лада.

Виды ладовых структур различаются по следующим признакам:

Носителю функциональных отношений:

»  лады гармонической природы (функция выражена аккордом);

»  лады мелодической природы (функция выражена звуком);

Такое деление чаще всего носит условный характер и говорит лишь о преобладании тех или иных функций в ладовой структуре. На практике в многоголосии действуют не только гармонические, но и мелодические функции, а в одноголосии присутствуют в скрытом виде гармонические функции.

Функциональному строению:

                      »  Простые, имеющие  неизменный звукоряд и постоянный устой.  Встречаются как среди ладов гармонической, так и мелодической природы. 

»  Сложные, разделяются на виды:

Переменные,  имеющие неизменный звукоряд – основной лад, на базе которого сменяются гармонические или мелодические устои, на основе которых возникают производные лады гармонической или мелодической природы.

Вариантные – содержащие, при неизменной тонике, варианты модальных позиций отдельных ступеней.

Многоплановые – основанные на политоникальности и полимодальности разных слоёв ткани.

     Тональные свойства элементов гармонии выражаются в их функциях – отношении к другим элементам ладовой структуры:

гармонические функции отношение аккорда (созвучия) к другим созвучиям в данной последовательности;

мелодические функции отношение звука к другим звукам в данной линии;

     И гармонические и мелодические функции разделяются на основные и переменные:

» Основные – отношение  данного звука или созвучия к основной тонике);

»  Переменные (местные) – отношение  данного звука   к местному устою.

•  Вертикальные функции — отношения  тонов внутри созвучия:

» основная функция – отношение данного звука  к основному тону аккорда. 

» местные функции – отношение данного тона к другим тонам аккорда  (чаще возникает в субаккордах, на которые разделяются сложные созвучия, но может проявляться и внутри простых созвучий).

Модальные свойства ступеней лада выражаются в их модальных позициях, определяемых по положению данного звука среди ступеней данного лада.

•  Относительная модальная позиция определяется по качеству интервала, образованного данной ступенью с тоникой лада:

» Ступени высокие (светлые) образуют с тоникой большие интервалы;

» Ступени низкие (темные) образуют с тоникой малые интервалы;

»  Ступени нейтральные образуют с тоникой чистые интервалы.

•  Абсолютная модальная позиция определяется по интервалу данной ступени со всеми вышележащими, что позволяет установить градацию оттенков света и тени среди высоких, нейтральных и низких ступеней и выстроить ряд от самых светлых до самых тёмных ступеней.


     Модальная основа музыкальной ткани – тип ладового звукоряда, лежащего в основе музыкальной ткани. Известно большое количество таких типов:

»  Диатоника октавная  чистая (строгая);

»  Диатоника октавная условная (альтерационная);

»  Диатоника неполная (трихорды, тетрахорды, пентахорды, гексахорды   различной структуры);

»   Диатоника неоктавная различной структуры,  основанная на сцеплении тетрахордов и пентахордов разной структуры, в которой позиция ступени в разных октавах не совпадает;

»   Пентатоника (октавная и неоктавная);

»   Хроматика  (внутритональная и модуляционная);

»   Симметричные»  лады, основаны на делении октавы на равные части;

»   Другие типы звукорядов.

     Модальная природа созвучий — отражение интервального строения модальной основы в структуре гармонической вертикали. Типы гармонической вертикали различной модальной природы:

»  чисто-диатонические («бестритоновые» септаккорды и нонаккорды);

»  условно-диатонические – содержащие  в своем составе «характерные» интервалы (большой минорный и большой с увеличенной квинтой септаккорды и нонаккорды с таким же основанием);

»   пентатонические;

»   хроматические;

»   целотонные;

»   симметричные (отражающие в своем составе интервальную структуру симметричных ладов);

»   иные вертикальные структуры (неоктавные, совмещающие в одном  аккорде принципы разной модальной природы, «авторские» структуры). 


    Фактурные функции голосов музыкальной ткани:

         •  Голоса гармоническиеобеспечивают связь соседних созвучий на основе голосоведения:

   »  Мелодия;

                   »  Бас               

                   »  Средние голос

        •  Голоса тематическиеучаствующие  в передаче тематического материал 

                    » Ведущий голос,  излагающий основной интонационный материал, основанный на смысловой зависимости ядра, развития и завершения и композиционной завершенности;

                   »Имитирующий голос —  воспроизводящий интонационный материал ведущего голоса;

                   »  Контрапункт — голос, противопоставленный ведущему по интонационному материалу, метроритму, синтаксису, артикуляции, жанровой природе, образному строю;

                   »  Подголосок — вариант  мелодического рисунка одного из голосов, звучащий вместе с ним;

                   »  Удвоение рисунка одного из тематических голосов определёнными интервалами или созвучиями;

                   »  Противодвижение  — точное или свободное воспроизведение рисунка одного из голосов в обращении;

                    »  Педаль (органный пункт) — голос, содержащий выдержанный звук  или созвучие. Варианты педали – педаль простая, педаль сложная (в виде созвучия), педаль фигурированная (в виде гармонической или мелодической фигурации)

                    »   Остинато – повторение неизменного мелодического рисунка в одном из голосов.