Яндекс.Метрика

Заключение

Материал предлагаемого пособия излагает взгляд автора на  основные принципы интегральной методики музыкального воспитания, которая служит основой  гуманитарной системы музыкального образования. Цель этой системы –  органическое  соединение индивидуального сознания ученика с ценностями, накопленными мировой музыкальной культурой. Такое соединении е невозможно без активного  участия творческого сознания юного музыканта, осваивающего универсальные ценности в сугубо личной, индивидуальной для каждого форме.

Антипод   гуманитарной  системы – технократическая педагогика, цель которой состоит в передаче «знаний, умений и навыков» (сокращенно – ЗУН), необходимых для решения конкретных практических задач. Эффективность  технократической системы оценивается по итоговым формальным показателям – результатам  экзаменов, конкурсов, олимпиад и т.д. Ее тотальное применение в системе нашего музыкального образования, и особенно в сфере музыкально-теоретической подготовки, на практике приводит к искажению целей и смысла музыкального образования.

Это не может не сказываться как на отношении к учебе  со стороны учащихся, так и на характере отношения к работе со стороны педагогов:

•  со стороны первых это вызывает стремление как-то приспособиться к формальным требованиям или «по хорошему» договориться с педагогами;

со стороны последних — порождает  борьбу за высокие результаты успеваемости и успехи в «показательных выступлениях» любой ценой, включая упрощение и схематизацию экзаменационных требований, «натаскивание» на материал экзаменов, конкурсов и олимпиад.

Поскольку в нашей системе образования экзамены есть непременный этап учебного процесса, элементы гуманитарной и технократической систем на практике весьма тесно переплетены, хотя в разных учебных заведениях могут перевешивать либо те, либо другие. Поэтому одно из направлений совершенствования педагогической системы, позволяющее преодолеть негативные последствия технократических тенденций – обновление  содержания и форм экзаменационных требований при поступлении в средние и высшие учебные заведения, а также условий различных конкурсов и олимпиад с целью усилить их гуманитарную направленность, обеспечить выявление творческого потенциала и развитие творческого мышления учащихся. Конечно, этот вопрос должен, наконец,  стать предметом постоянного общественного интереса и обсуждения.

Другой, более перспективный путь лежит через поиск эффективной методики, способной создать для ученика перспективу духовного роста и развития. Человек, овладевший теоретической подготовкой в рамках гуманитарной системы, получает не готовый набор конечных знаний, а фундамент и стимул для собственного духовного роста на всю жизнь. Для методики, использующейся в гуманитарной системе, текст есть проекция духовного опыта, отражение жизни духа и души композитора, стремящегося в своем творчестве воплотить все многообразие мира. Понимание текста предполагает осмысление его жизненных корней, стоящих за ними мыслей, чувств, эстетических переживаний, драматических коллизий, вызывающих к жизни конкретные технические приемы организации музыкальной ткани. Музыка рассматривается здесь как один из эффективных способов познания мира и самопознания, как «окно в мир» – внешний и внутренний. Любой элемент музыкального языка, свойство музыкальной формы или музыкальной ткани рассматриваются как концентрированное выражение жизненного смысла.

Движение по этому пути требует от человека воспитания качеств, открывающих бесконечный путь к истинному знанию. Главная, а может быть, и единственная реальная основа такого знания – чувство любви к миру, к жизни, красоте, гармонии, воплощением которой и является музыка. Именно это чувство одухотворяет «материальную» структуру любого музыкального текста и является его истинной основой.

Одна из причин разрыва теории и практики, существующего в теоретической подготовке наших музыкантов, состоит в недоверии к реальной музыкальной логике, создаваемой композитором и раскрываемой исполнителем, и подмене ее на  логику музыковедческую, отражающую взгляды каких-либо  конкретных ученых теоретиков. Превосходство логики музыкальной над логикой музыковедческой вряд ли требует доказательств – настолько очевидны вечные ценности классической музыки и преходящий характер их отражения в теории.

Реальным  фактором формирования гуманитарной педагогики является  индивидуальность педагога, как и особенности педагогической школы. Как свидетельствуют факты жизни и творчества выдающихся музыкантов, личность педагога играет в большинстве случаев решающую роль в формировании и развитии их таланта.

В  гуманитарной системе  педагог не может быть носителем «конечного знания». Его профессиональная квалификация должна обеспечивать ему положение «носителя музыкального языка», посредника между учеником и музыкальной культурой. Педагог должен быть способен открыть ученикам разнообразные связи музыкального и жизненного содержания, видеть отражение музыкальных закономерностей в системе выразительных средств поэзии, живописи, других искусств, художественной литературы. Его роль не может сводиться к информации о существовании и применении правил и ограничений, из которых складывается содержание теоретических курсов (и которыми зачастую оно ограничивается). Такая  позиция дает педагогу возможность преодолеть ограничения и фильтры, накладываемые существующими традициями и содержанием учебников и пособий. При этом важно, чтобы личные симпатии и пристрастия педагога не преподносились как готовая к использованию система взглядов, не мешали ученику формировать собственные взгляды, не заслоняли реальных ценностей искусства.

 Необходимость обновления практической методики совершенно очевидна. Поиски новой педагогики должны обеспечивать переход от пассивного усвоения учениками «мертвых» истин, составляющих  «конечное знание», для их последующего воспроизведения на экзаменах, к включению их в активный поиск и самостоятельное открытие ценностей, заложенных предшествующими поколениями музыкантов в музыкальной системе. Главное в этом процессе – не исчерпывающая информация о строении музыкального языка (такая информация не может быть исчерпывающей в принципе), а деятельность, направленная на развитие творческого мышления ученика. Так, определяя жанровую природу мелодии, выявляя ее интонационный сюжет, выстраивая тематический сценарий музыкального произведения, переживая различную степень интонационного  напряжения, возникающего в ладовой системе, осваивая разнообразие модальных позиций в любом типе звукоряда, мы приближаемся к истокам жизненного содержания музыки, учимся видеть не поверхность окна, а «то, что за окном».

Практика показывает, что усвоить смысл музыкальных идей возможно лишь на основе личного творчества учеников. Лишь при этом условии возникает гармоничное и цельное, и при этом – индивидуальное  музыкальное сознание, способное постоянно развиваться и  адекватно оценить ценностные свойства, как классического наследия, так и новой музыки. Наиболее эффективный путь интеграции видится в том, чтобы учиться непосредственно у творцов музыки, осваивать музыкальную логику на материале творчества выдающихся композиторов и исполнителей.

Надеюсь, что содержание пособия не будет воспринято как некая инструкция или наставление по педагогике. Изложенный здесь результат коллективного опыта педагогов школы «Лад» – вовсе  не окончательный, а лишь один из этапов к постижению смысла музыкального текста. Но этот материал может послужить информацией к размышлению, на основании которой пытливый педагог может выстроить свой оригинальный подход к постижению вечной проблемы содержания музыки.