ГЛОССАРИЙ
(Уточнение значений терминов, применяемых в данной работе)
Ладовая структура – конкретный способ взаимодействия звуковых элементов, включающий:
• систему тональных функций (гармонических и мелодических);
• систему модальных позиций, составляющую модальную основу лада.
Виды ладовых структур различаются по следующим признакам:
• Носителю функциональных отношений:
» лады гармонической природы (функция выражена аккордом);
» лады мелодической природы (функция выражена звуком);
Такое деление чаще всего носит условный характер и говорит лишь о преобладании тех или иных функций в ладовой структуре. На практике в многоголосии действуют не только гармонические, но и мелодические функции, а в одноголосии присутствуют в скрытом виде гармонические функции.
• Функциональному строению:
» Простые, имеющие неизменный звукоряд и постоянный устой. Встречаются как среди ладов гармонической, так и мелодической природы.
» Сложные, разделяются на виды:
∠Переменные, имеющие неизменный звукоряд – основной лад, на базе которого сменяются гармонические или мелодические устои, на основе которых возникают производные лады гармонической или мелодической природы.
∠ Вариантные – содержащие, при неизменной тонике, варианты модальных позиций отдельных ступеней.
∠ Многоплановые – основанные на политоникальности и полимодальности разных слоёв ткани.
Тональные свойства элементов гармонии выражаются в их функциях – отношении к другим элементам ладовой структуры:
• гармонические функции — отношение аккорда (созвучия) к другим созвучиям в данной последовательности;
• мелодические функции — отношение звука к другим звукам в данной линии;
И гармонические и мелодические функции разделяются на основные и переменные:
» Основные – отношение данного звука или созвучия к основной тонике);
» Переменные (местные) – отношение данного звука к местному устою.
• Вертикальные функции — отношения тонов внутри созвучия:
» основная функция – отношение данного звука к основному тону аккорда.
» местные функции – отношение данного тона к другим тонам аккорда (чаще возникает в субаккордах, на которые разделяются сложные созвучия, но может проявляться и внутри простых созвучий).
Модальные свойства ступеней лада выражаются в их модальных позициях, определяемых по положению данного звука среди ступеней данного лада.
• Относительная модальная позиция определяется по качеству интервала, образованного данной ступенью с тоникой лада:
» Ступени высокие (светлые) образуют с тоникой большие интервалы;
» Ступени низкие (темные) образуют с тоникой малые интервалы;
» Ступени нейтральные образуют с тоникой чистые интервалы.
• Абсолютная модальная позиция определяется по интервалу данной ступени со всеми вышележащими, что позволяет установить градацию оттенков света и тени среди высоких, нейтральных и низких ступеней и выстроить ряд от самых светлых до самых тёмных ступеней.
Модальная основа музыкальной ткани – тип ладового звукоряда, лежащего в основе музыкальной ткани. Известно большое количество таких типов:
» Диатоника октавная чистая (строгая);
» Диатоника октавная условная (альтерационная);
» Диатоника неполная (трихорды, тетрахорды, пентахорды, гексахорды различной структуры);
» Диатоника неоктавная различной структуры, основанная на сцеплении тетрахордов и пентахордов разной структуры, в которой позиция ступени в разных октавах не совпадает;
» Пентатоника (октавная и неоктавная);
» Хроматика (внутритональная и модуляционная);
» Симметричные» лады, основаны на делении октавы на равные части;
» Другие типы звукорядов.
Модальная природа созвучий — отражение интервального строения модальной основы в структуре гармонической вертикали. Типы гармонической вертикали различной модальной природы:
» чисто-диатонические («бестритоновые» септаккорды и нонаккорды);
» условно-диатонические – содержащие в своем составе «характерные» интервалы (большой минорный и большой с увеличенной квинтой септаккорды и нонаккорды с таким же основанием);
» пентатонические;
» хроматические;
» целотонные;
» симметричные (отражающие в своем составе интервальную структуру симметричных ладов);
» иные вертикальные структуры (неоктавные, совмещающие в одном аккорде принципы разной модальной природы, «авторские» структуры).
Фактурные функции голосов музыкальной ткани:
• Голоса гармонические – обеспечивают связь соседних созвучий на основе голосоведения:
» Мелодия;
» Бас
» Средние голос
• Голоса тематические – участвующие в передаче тематического материал
» Ведущий голос, излагающий основной интонационный материал, основанный на смысловой зависимости ядра, развития и завершения и композиционной завершенности;
»Имитирующий голос — воспроизводящий интонационный материал ведущего голоса;
» Контрапункт — голос, противопоставленный ведущему по интонационному материалу, метроритму, синтаксису, артикуляции, жанровой природе, образному строю;
» Подголосок — вариант мелодического рисунка одного из голосов, звучащий вместе с ним;
» Удвоение рисунка одного из тематических голосов определёнными интервалами или созвучиями;
» Противодвижение — точное или свободное воспроизведение рисунка одного из голосов в обращении;
» Педаль (органный пункт) — голос, содержащий выдержанный звук или созвучие. Варианты педали – педаль простая, педаль сложная (в виде созвучия), педаль фигурированная (в виде гармонической или мелодической фигурации)
» Остинато – повторение неизменного мелодического рисунка в одном из голосов.