ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творческие открытия С. Рахманинова, совершенные им в период до отъезда из России, продолжились в его последующих, уже не столь часто появляющихся сочинениях. Но именно в романсах, благодаря их камерным масштабам, они получили тот кристаллически-четкий вид, который позволяет находить и узнавать следы этих находок в поздних сочинениях и в произведениях, параллельно создаваемых в других жанрах.
Большинство открытий композитора было частью поисков обновления музыкального языка, ведущихся активными и творчески одаренными представителями музыкального искусства, как среди композиторов, так и исполнителей, и С. Рахманинов занимал далеко не последнее место среди наиболее активных фигур, соединявших в своем лице оба направления творчества и внесших заметный вклад в каждое из них.
Смысл поисков и открытий, которому была посвящена деятельность современников композитора, состоял в обновлении арсенала средств музыкальной выразительности. Это обновление заключалось не столько в «ломке», «разрушении классических традиций» (как нередко этот процесс определялся в отечественной музыковедческой литературе середины прошлого века). Наряду с открытием новых средств музыкального языка продолжался поиск новых возможностей в, казалось бы, привычных средствах, найденных предшественниками.
В обновлении музыкального языка, в творческом освоении новой модальности творчество С. Рахманинова – необходимое и ничем не заменимое звено. Немногие, но яркие открытия, совершенные здесь композиторами классического стиля, прежде всего В.А. Моцартом, Л. Бетховеном были продолжены в творчестве Ф.Шуберта, Ф. Шопена, Ж.Бизе, И. Брамса, Э. Грига, представителей русской композиторской школы – М.П. Мусоргского, А. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского. Результатом их открытий — значительным расширением средств гармонического языка, преобразованием системы функциональной организации элементов гармонической ткани, обновлением ее модальной основы — стало более углубленное отражение музыкальным искусством разнообразного круга жизненных явлений.
С. Рахманинов был одним из тех, кто готовил и совершал обновление музыкального языка в 20 веке, параллельно с творчеством А. Н. Скрябина, К. Дебюсси, И.Ф. Стравинского, М. Равеля, Б. Бартока, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, Н.Я. Мясковского, Я. Сибелиуса, Н.К. Метнера, А.К. Глазунова.
Открытия, совершенные творцами первой половины 20 века, были продолжены многими композиторами последующей эпохи. Значительный вклад был внесен композиторами советского и последующих периодов музыки России, среди которых особое место занимает Г. Свиридов, Б. Чайковский, Р. Щедрин, А. Эшпай, Н.Н. Сидельников, А. Слонимский.
Несмотря на значительные индивидуальные различия стиля этих композиторов, организация гармонической ткани в их музыке базировалась на общих принципах, которые можно определить как новую модальность. Это касалось и отношения к модальной основе, и к функциональной организации голосов внутри гармонической ткани, и к структуре вертикали, и к поискам особых ладовых структур.
В этом блистательном ряду музыкальные открытия С. Рахманинова выделяются своей органичностью, естественностью, отсутствием налета всякой «нарочитости», искусственности и, вместе с тем, непревзойдённым артистизмом.
Уроки творчества С. Рахманинова, секреты обаяния его индивидуального стиля могут и должны послужить прекрасным примером новому поколению творцов музыки. Не меньшую ценность представляет эта музыка и для будущих исследователей, открытия которых могут обогатить методы музыкальной науки.