Яндекс.Метрика

Как оживлять звуки и открывать музыку

Коллегам-педагогам

музыкальной школы «Лад».

Светлой памяти

Ирины Писаревской.

В. П. Середа

КАК ОЖИВЛЯТЬ ЗВУКИ

И ОТКРЫВАТЬ МУЗЫКУ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ ОСВОЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛОГИКИ

ЛОГИКА КЛАССИЧЕСКОЙ ТОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Изд. «КЛАССИКА-21», МОСКВА 2010

Скачать в формате PDF:

КАК ОЖИВЛЯТЬ ЗВУКИ — от автора и предисловие

КАК ОЖИВЛЯТЬ ЗВУКИ. Глава 1

КАК ОЖИВЛЯТЬ ЗВУКИ. Глава 2

КАК ОЖИВЛЯТЬ ЗВУКИ. Глава 3

КАК ОЖИВЛЯТЬ ЗВУКИ. Глава 4

КАК ОЖИВЛЯТЬ ЗВУКИ. Глава 5

КАК ОЖИВЛЯТЬ ЗВУКИ. Глава 6

Оглавление

 


[1] В.П. Середа. Музыкальная грамота, Сольфеджио. 6 класс. Учебное пособие для учащихся. М., «Классика-XXI», 2003.

В.П. Середа. Музыкальная грамота, Сольфеджио. 6 класс. Методические рекомендации для педагогов. М., «Классика-XXI», 2003.

В.П. Середа. Музыкальная грамота, Сольфеджио. 7 класс. Учебное пособие. М., «Классика-XXI», 2003.

В.П. Середа. Музыкальная грамота, Сольфеджио. 7 класс. Методическое пособие. М., «Классика-XXI», 2003.

В.П. Середа. Теория музыки, Сольфеджио. Учебное пособие для студентов музыкальных училищ. М., «Классика-XXI», 2005.

В.П. Середа. Музыкальная грамота, Сольфеджио. Методическое пособие для преподавателей музыкальных училищ. М., «Классика-XXI», 2005.

[2] Между тем, ни тоника, ни доминанта, ни субдоминанта на этих ступенях не «стоят» – они живут, работают, организуют и осуществляют главное свойство музыки – движение.

[3] Павел Флоренский. Имена. Глава «Мысль и язык». – Москва, «ЭКСМО», 2008, с. 120-122.

[4] Там же, с. 134-136.

[5] Впрочем, даже отдельный звук может оказаться «живым», наполненным ожиданием продолжения, если исполнитель придает ему эту жизнь, наполняя его вибрацией, ожиданием других звуков, устремлением к ним. Именно такой смысл обычно вкладывают в выражение «у этого скрипача (виолончелиста, пианиста) хороший тон» – значит, он способен оживить даже отдельный звук.

[6] «Упражнения на фортепиано в курсе элементарной теории музыки». Составители – преподаватели государственного музыкального училища им. Гнесиных В.П. Середа, Т.Л. Адеркас, Л.С. Синяева. Центральный научно-методический кабинет по учебным заведениям культуры и искусства. – Москва, 1981.

[7] Ясно, что Бетховен разомкнул структуру первого периода, чтобы стало естественным ожидание развития и завершения темы во второй части формы.

[8] Сведения о свойствах разных типов звукорядов и приемах модальной техники, позволяющих раскрыть их выразительные возможности, содержатся в кн: В.П. Середа «О ладе в музыке и «разладе» в теории музыки». – М., «Классика -21», 2010. ч. II, Модальная техника.

[9]Этот способ классификации разрешений предложил в свое время С.С. Скребков.

[10] Е.Н. Абызова. Учебник гармонии. – М., «Музыка», 2001.

[11] См. А.Ф. Мутли. «Мелодические функции голосов в музыкальной ткани». В кн.: «Проблемы организации музыкального произведения». Сборник трудов Московской консерватории. – М., 1979.

[12] С.С. Скребков. «Художественные принципы музыкальных стилей». – М., «Музыка», 1973, с 26.

[13] В современном издании «Одноголосного сольфеджио этот пример дается с опечаткой, сохранившейся с Юргенсоновских времен (такты 3 и 7)

[14] В книге Павел Флоренский. «Имена». – М. «Эксмо», 2008, с. 334

[15] «Все было так хорошо, но закончилось, как всегда…» – написала в своем анализе Вальса «умудренная опытом» 14-летняя студентка I курса училища.

[16] Е.В. Назайкинский. Логика музыкальной композиции». – Москва, «Музыка», 1982., с 156.

17 С.С. Скребков, цит. изд., с 21.