Как оживлять звуки и открывать музыку
Коллегам-педагогам
музыкальной школы «Лад».
Светлой памяти
Ирины Писаревской.
В. П. Середа
КАК ОЖИВЛЯТЬ ЗВУКИ
И ОТКРЫВАТЬ МУЗЫКУ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ
ДЛЯ ОСВОЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛОГИКИ
ЛОГИКА КЛАССИЧЕСКОЙ ТОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Изд. «КЛАССИКА-21», МОСКВА 2010
Скачать в формате PDF:
КАК ОЖИВЛЯТЬ ЗВУКИ — от автора и предисловие
Оглавление
Классическая тональная система и ее отражение в школьной теории
О природе музыкальной логики (с чего начинается музыка?)
Что делать (и чего не делать), чтобы звуки оживали
Содержание пособия
Глава 1. Анализ мелодии
Глава 2. Основы лада
Глава 3. Гармония и голосоведение
Глава 4. О творческих заданиях
Глава 5. Тематический сценарий музыкального произведения
Глава 6. Расшифровки
Заключение
Приложение
Примечания
[1] В.П. Середа. Музыкальная грамота, Сольфеджио. 6 класс. Учебное пособие для учащихся. М., «Классика-XXI», 2003.
В.П. Середа. Музыкальная грамота, Сольфеджио. 6 класс. Методические рекомендации для педагогов. М., «Классика-XXI», 2003.
В.П. Середа. Музыкальная грамота, Сольфеджио. 7 класс. Учебное пособие. М., «Классика-XXI», 2003.
В.П. Середа. Музыкальная грамота, Сольфеджио. 7 класс. Методическое пособие. М., «Классика-XXI», 2003.
В.П. Середа. Теория музыки, Сольфеджио. Учебное пособие для студентов музыкальных училищ. М., «Классика-XXI», 2005.
В.П. Середа. Музыкальная грамота, Сольфеджио. Методическое пособие для преподавателей музыкальных училищ. М., «Классика-XXI», 2005.
[2] Между тем, ни тоника, ни доминанта, ни субдоминанта на этих ступенях не «стоят» – они живут, работают, организуют и осуществляют главное свойство музыки – движение.
[3] Павел Флоренский. Имена. Глава «Мысль и язык». – Москва, «ЭКСМО», 2008, с. 120-122.
[4] Там же, с. 134-136.
[5] Впрочем, даже отдельный звук может оказаться «живым», наполненным ожиданием продолжения, если исполнитель придает ему эту жизнь, наполняя его вибрацией, ожиданием других звуков, устремлением к ним. Именно такой смысл обычно вкладывают в выражение «у этого скрипача (виолончелиста, пианиста) хороший тон» – значит, он способен оживить даже отдельный звук.
[6] «Упражнения на фортепиано в курсе элементарной теории музыки». Составители – преподаватели государственного музыкального училища им. Гнесиных В.П. Середа, Т.Л. Адеркас, Л.С. Синяева. Центральный научно-методический кабинет по учебным заведениям культуры и искусства. – Москва, 1981.
[7] Ясно, что Бетховен разомкнул структуру первого периода, чтобы стало естественным ожидание развития и завершения темы во второй части формы.
[8] Сведения о свойствах разных типов звукорядов и приемах модальной техники, позволяющих раскрыть их выразительные возможности, содержатся в кн: В.П. Середа «О ладе в музыке и «разладе» в теории музыки». – М., «Классика -21», 2010. ч. II, Модальная техника.
[9]Этот способ классификации разрешений предложил в свое время С.С. Скребков.
[10] Е.Н. Абызова. Учебник гармонии. – М., «Музыка», 2001.
[11] См. А.Ф. Мутли. «Мелодические функции голосов в музыкальной ткани». В кн.: «Проблемы организации музыкального произведения». Сборник трудов Московской консерватории. – М., 1979.
[12] С.С. Скребков. «Художественные принципы музыкальных стилей». – М., «Музыка», 1973, с 26.
[13] В современном издании «Одноголосного сольфеджио этот пример дается с опечаткой, сохранившейся с Юргенсоновских времен (такты 3 и 7)
[14] В книге Павел Флоренский. «Имена». – М. «Эксмо», 2008, с. 334
[15] «Все было так хорошо, но закончилось, как всегда…» – написала в своем анализе Вальса «умудренная опытом» 14-летняя студентка I курса училища.
[16] Е.В. Назайкинский. Логика музыкальной композиции». – Москва, «Музыка», 1982., с 156.
17 С.С. Скребков, цит. изд., с 21.