Яндекс.Метрика

МАСТЕР-КЛАСС в ДМШ им. Генделя 26.11.14, 17.00

 

 

 

В.П. Середа.

МАСТЕР-КЛАСС в ДМШ им. Генделя  26.11.14, 17.00

тема: О музыке и музыкальности.

    Участвуют школьники 5-7 класса. Работа идёт в командах по 4-5 человек.

    На  каждый вопрос или задание требуется от команды один согласованный ответ.

  Вопросы ко всем ученикам:

    1) Внимательно прочитайте текст заданий и отметьте все незнакомые слова и выражения.

    2) Подумайте, чем музыка отличается от других искусств?

    3) Что общего у музыки и понятийного (словесного) языка?

    4) Что общего у музыки и поэзии?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧЕНИКОВ

 

1.      Определите тональность, размер и правильно запишите примеры, соблюдая правила группировки. Найдите все цезуры, Определите сюжет мелодии, обозначьте тематические элементы буквами, границы фраз лигами и точки покоя знаком п. Сравните вес тактов, отделите такты «лёгкие» от тактов «тяжёлых».

№1

ааа

№2

ааа

№3

ааа

КОММЕНТАРИЙ ПО СВЕЖИМ СЛЕДАМ:

   В этом мастер-классе участвовали дети достаточно раскрепощённые и свободные. Они довольно быстро настроились на рабочий лад и стали задавать толковые вопросы по тексту заданий. Особенно их заинтересовали понятия точка покоя, цезурв, «вес» тактов, тематический элемент, сюжет. Это позволило сразу перейти к разговору о существе музыки и её отличию от других видов искусства, заключающейся в  способности передавать музыкальными средствами движение, обновление, преображение образов, составляющее суть жизни. Все элементы музыкального языка раскрывают свои свойства только в этом процессе, в движении.

   В анализе примера 1 мы нашли все цезуры, определили размер и сюжет (А+А+А+А), но, чтобы найти точки покоя, пришлось обратиться к восприятию учениками гармонических функций. Здесь не всё было в порядке, пение «нота за нотой» было более привычно, чем пение музыкальное.

   В анализе примера 2 почти все команды неверно определили размер — обычная ошибка учеников ДМШ определять размер по движению руки.  Предлагали размер 3/4 и  даже 6/8. И лищь обращение к анализу гармонической основы позволило определить место сильных долей — там, где происходит смена гармонических функций. Так мы определили размер и количество тактов в каждой фразе.Дети поначалу не сразу находили гармонические функции, не сразу реагировали на изменение направления движения «к тонике»,«от тоники», и появление самой тоники. Помогла попытка спеть эти примеры более музыкально, с ощущением движения.

   В примере 3 не составило труда определить размер, но возникли трудности с сюжетом: никак не разделялись первые две однотактовые фразы. Поэкспериментировали с построением тематического сценария мелодии. Получилось вполне органично: первое предложение — вопрос, второе — ответ.  Даже попробовали разделить исполнителей: я пел первое предложение, а ученики мне отвечали (правда, отвечали они сначала в полтора раза медленнее, как привыкли петь на уроках сольфеджио).

  1. Расшифруйте мелодии. Определите их жанровую природу и образный строй.

№4

ааа

ааа

   Конечно, пришлось разбираться с жанровой природой и образным строем, вспоминать и уроки литературы в школе. Но понятие лирики, эпоса, вариантов комического дети усвоили легко. Очень долго разбирались с размером и стопой примера 4, правда, предположили, что эта мелодия с комическим оттенком образа. Все команды предлагали 4/4, но начинали с сильной доли. Лишь несколько робких голосов сразу высказались за затакт. Анализ гармонической основы, подкреплённый сольмизацией, помог установить истину. Непросто определяли и сюжет, не все видели, что третья и четвёртая фразы — варианты первой.

     В примере 5 нашли с моей помощью диалог двух персонажей, и даже предположили, что здесь сцена Мельника и его сварливой жены.

№5

ааа

ааа

№6

   В мелодии примера 6 все легко поняли  танцевальную жанровую природу, разделили состав исполнителей: первые восемь тактов — танец коллективный, а вторая половина — сольная, с характерным для гопака движением «вприсядку«.

 

3.      Определите размер, тональность, сюжет данных мелодий. Отметьте в каждой формы речевого общения (монолог, диалог, вопрос, ответ, подтверждение или отрицание).

Предложите варианты тематического сценария: распределите материал мелодии между солистами, их ансамблем, группами хора или хором tutti .

ПРИМЕР 7

ПРИМЕР 8

                ПРИМЕР 9

    Из  примеров, входящих во вторую половину мастер класса, мы успели рассмотреть только примеры 7, 9 и 10, на остальные времени не хватило, но задания остались у детей, и они смогут дома доделать то, что не успели в классе.

   Сценарий мелодии в примере 7 нашёлся довольно легко: в первых двух фразах — диалог хоровых партий (А и А1), за ним — четырёхтакт B tutti. Во втором предложении сюжет повторён, но можно поменять партии диалога местами.  Очевидный приём развития тематического материала в обоих тематических элементах — обращение.

   В примере 9 тоже диалог, но уже не хоровых партий, а солистов. В заключительном восьмитакте диалог переходит в дуэт, здесь мелодия соединяет элементы партий  первого и второго солистов.

   В примере 10 два первых двутакта на 2/4, в которых движение направлено «от тоники», содержат вопрос, а следующие два трёхдольных такта, с движением «к тонике» — ответ. Мы легко выстроили тематический сценарий по этому сюжету и легко исполнили его, разделившись на две группы.

                ПРИМЕР 10

ааа

            ПРИМЕР 11

ааа

ааа

ПРИМЕР 12

ааа

ааа

ааа

  

   Заключительная часть мастер-класса рефлексия. Команды должны посоветоваться и рассказать о том, что они узнали нового и важного на мастер-классе, что им поможет в понимании музыки. Несмотря на усталость, дети прекрасно справились с поставленной задачей и не забыли ни одной важной детали из услышанного и усвоенного в процессе работы.