Яндекс.Метрика

МАСТЕР-КЛАСС В ДМШ им. ШЕБАЛИНА 22.10.14

В.П. Середа

МАСТЕР-КЛАСС В ДМШ им. ШЕБАЛИНА  22.10.14


Тема:  ЛАД В МУЗЫКЕ

В мастер-классе участвуют ученики 5-7 классов ДМШ. Участники распределяются в команды по 4-5 человек в каждой, и вырабатывает ответы на поставленные вопросы или решения предложенных задач.

Полученные результаты обсуждаются для выработки оптимального решения.

I.                    Вопросы к командам:

     1)     Как мы понимаем слово лад. Что такое лад в музыке. Где ещё в жизни возникает (или не возникает) лад.

     2)     Какие свойства имеют ступени лада:

 а) Что такое функция ступени лада, какие они бывают, как возникают.

•  От чего они зависят устойчивость и неустойчивость ступеней лада;

•  Как сделать любую ступень лада устойчивой или  неустойчивой.

•  Что значит разрешить ступень лада?

•  Надо ли разрешать устойчивые   ступени (или они «и так устойчивы»)?

  б) Что такое позиция ступеней лада.

•  Какими бывают позиции ступеней лада, как их определять.

•  Почему мажорсветлый, а минортёмный.

•  Какие ступени мажора и минора совпадают, а какие расходятся.

•  Какая ступень на белых клавишах самая высокая (светлая)? Самая низкая (тёмная)?

 II.                  Практические задания для команд:

      а) Расшифровать данные мелодии, определить в каждой мелодии тональность, лад, обозначить границы фраз, отметить точки покоя,

          гармонические функции.

      б) Отметить в каждой мелодии  все случаи смены тоники.

      в) Сравнить в разных мелодиях состав гамм.

КОММЕНТАРИЙ:


Дети подробно познакомились со всеми заданными  вопросами, но вряд ли они оценили их важность. Впрочем, один вопрос возник у многих: «Что такое «точка покоя«.

Беседа на эту тему позволила ответить и на другие вопросы,  которые явно затрудняли детей.  В отличие от других видов искусства музыка музыка имеет очень тонкую и развитую временную организацию, основанную на смене состояний движения и покоя,  и  способна передать нам суть жизни —  процесс её течения, обновления, преобразования.  «Точка покоя» легко узнаётся, если мелодию спеть музыкально, различая такты лёгкие (наполненные движением) и тяжёлые (приводящие к покою). 

Эти свойства элементов музыки мы постарались выявить, исполняя мелодии примеров. 

Дети не сразу попадали в ритм, понимали разницу тяжёлых и лёгких тактов. Пришлось каждую мелодию сначала просольмизировать (не петь, а просто прочитать ноты в строгом ритме), после чего стали ясны механизмы, управляющие движением в музыке, и мелодии прозвучали более осмысленно.

Попутно выяснялись вопросы о том, как сделать любой звук устоем или неустоем, например,  почему в конце третьей фразы венгерской песни  (пример 1) мы ощущаем как тонику звук «ре» , а в конце следующей — звук «до«, какую роль играет здесь их метрическое положение.

Те же причины заставляют звучать устоем в конце третьей фразы примера 2 звук «соль», а в конце четвёртой — звук «фа»

Так же ясно, что две начальные фразы примера 4 ориентированы на тонику ля-минора, а две последние — на тонику ми-минора.

В примере 5 на основе белоклавишного звукоряда две первые фразы направлены к тонике «соль», а две последние — сначала к тонике «до», а затем — к тонике «ми».

       Пример 1                                                                                                                     Венгерская песня

ааа

ааа

        Пример 2                                                                                                                      Белорусская песня

        Пример 3                                                                                                                         Белорусская песня

        Пример 4                                                                                                                           Латвийская песня

ааа

            Пример 5                                                                                                                        Русская песня

ааа

ааа

            Пример 6                                                                                               П. Чайковский. «Русское скерцо».

Конечно, мы не успели  проработать все намеченные примеры. Но удалось просольмизировать №№ 4,5 и 6, правда, с разным успехом. Попутно выясняли, почему один и тот же звук в одной и той же мелодии звучит то устоем, то неустоем. Большинство детей сумели связать устойчивость и неустойчивость с метрическим положением и нахождением в звука в точке покоя, а также с тем, какими ступенями подготавливался каждый устой..

III.   Разные способы, позволяющие лучше усваивать строение гамм:

•  Пение вверх и вниз на одном дыханиинастройкой на тоническую квинту);

•  Пение ломаными терциями (или квартами);

•  Пение тетрахордами и пентахордами от каждой ступени вверх и вниз;

•  Пение секвенций с различным шагом из оборотов: а)I-II-IV-III; б)II-III-IV-V-III-I;

в)  III-II-III-IV-II; г)V-IV-III-II-III-I; д) III-II-III-V-IV-II; и c завершением в последнем звене.

Эти способы проработки гамм я показал уже в конце занятия сам, поскольку дети устали и стали рассеянными.

IV.             Вопросы к командам:

         а) Сколько натуральных минорных гамм включают в свой состав  звук ля-бемоль;

         б) В каких минорных  гаммах его удобнее назвать соль-диезом, и  почему;

         б) В каких (мажорных и минорных) гаммах  ля-бемоль (соль-диез) будет:

•  устойчивой ступенью;

•  неустойчивой ступенью.

•  высокой ступенью;

•  низкой ступенью;

•  нейтральной ступенью.

Эти вопросы мы прорабатывали уже хором, без обсуждения в командах. Но, поскольку задания остались в руках детей и педагогов, педагоги смогут помочь детям их выполнить.  Основные трудности возникали у детей в связи с недостаточно развитым воображением. Чаще всего они хорошо знали ключевые знаки, но плохо ориентировались в реальном строении гамм.

V.                Практические задания для команд:

        а) Звук ре разрешить во всех тональностях мажора и минора, где он входит в состав тонического трезвучия.

        б) Звук фа-диез разрешить в тональностях мажора и минора разных видов как высокую ступень.

        в)  Звук ми-бемоль разрешить  как низкую ступень в мажоре и миноре.

        г)  Звук до-диез (ре-бемоль) разрешить в мажоре и миноре как нейтральную ступень.

        д) Звук си-бемоль (ля-диез) разрешить как неустойчивую ступень в мажоре и миноре.


Наибольшие трудности вызвало у детей предложение разрешить звук «ре» в Ре мажоре. Обычная реакция учеников: «Зачем же его разрешать, если он и так устойчив?» Мысль о том, что звук не может  иметь функции (быть устоем или неустоем), если он не включён в систему связей с другими звуками, не сразу дошла до сознания учеников. Правда, в конце обсуждения одна ученица сообщила, что можно понять функцию «только в контексте».

Особенно заинтересовали учеников новые для них понятия позиций ступеней лада, объяснившее им, почему мажор — светлый, а минор — тёмный, а также мысль о том, что можно высветлить минор, если ввести в него высокие ступени, и затемнить мажор, вводя низкие ступени.
Другим вопросом, который также прояснился для учеников, была роль гармонических функций в передаче оттенков движения и покоя: тоника как состояние покоя, доминанта — движение к тонике, субдоминанта — движение от тоники. Эти свойства функций ясно представлены в мелодии немецкого канона «И только музыка будет всегда», который дети с удовольствием спели в качестве финала нашего мастер-класса.

VI.                Расшифровать мелодию, найти в ней канон и исполнить его:

        Пример 7                                                   Немецкая песня-канон «…и только музыка будет всегда!»