Яндекс.Метрика

Об основах интегральной методики

Идея интегральной методики  основана на воспитании мышления и сознания учеников, соединяющем  музыкальные образы, возникающие при анализе музыкального текста, c их разнообразными жизненными прообразами.

В этом состоит цель интеграции, достижение которой  возможно  разнообразными методами, найденными в процессе работы каждого педагога и индивидуальными  в применении к каждому ученику.

Для любого, в том числе и  юного музыканта, делающего первые шаги в профессии,  музыкальный  текст  должен быть «прозрачным»,  позволяющим увидеть за ним картины, портреты, сюжеты и состояния, воплощённые с помощью средств музыкального языка. При этом образ, открывающийся для  каждого музыканта, неизбежно будет носить отпечаток его личности, складываться из пережитых им жизненных впечатлений. Такое понимание музыки непременно отразится и на её индивидуальной исполнительской трактовке.
Разные виды искусства — музыка, живопись, поэзия, театр, кинематография — позволяют увидеть жизнь в свойственных каждому из них «диапазонах», подобно тому, как мы можем увидеть предмет  простым глазом — в оптическом диапазоне, а также в инфракрасном или в ультрафиолетовом  свете, в рентгеновском или нейтронном излучении. И каждый раз картина покажет нам разные свойства этого предмета, хотя объект будет один и тот же. Так и разные виды искусства  своими средствами открывают нам жизнь через свои способы  видения, через свой язык. 


Использование традиционного способа анализа  музыкального текста позволяет увидеть только его  состав, сочетание элементов гармонического, мелодического языка, фактуры, лада, строение его формы и  т. д.. Анализируя нотный текст, мы отмечаем его тональность и тональный план, характерные особенности гармонии, лада, мелодического  рисунка, склада фактуры, отличающихся в разных разделах формы — всё то, что составляет «мёртвую» часть текста. Это всё равно, что, глядя на мир сквозь стекло, мы оцениваем лишь свойства самого стекла — степень его прозрачности, химический состав, коэфициент преломления лучей, наличие дефектов, трещин, царапин или  загрязнённости и т. д., но не тот мир, который открывается за стеклом. Примерно тот же результат получается от грамматического анализа поэтического текста — мы определяем падежи, времена, числа, склонения, спряжения слов, составляющих поэтическую строку, но это не приближает нас к разгадке секрета поэзии,  заключённой в ней.

Уровень понимания музыкального текста каждым учеником неразрывно связано с богатством художественных впечатлений, пережитых им, а уровень понимания музыкального языка непосредственно связан с уровнем, на котором ученик владеет языком понятийным — настолько неразрывны эти два способа познания мира:

•  Обе эти ветви  — язык музыкальный и понятийный — развёртываются во времени;

•  в каждом из них, хотя в разной степени, присутствуют такие признаки временной организации, как размер и стопа.

  И в музыкальном и словесном текстах мы видим синтаксис и  логическую основу: природа связи слов, понятий в предложении мало чем отличается от принципа  связей интонаций в мелодии или гармонических функций в многоголосной ткани. 

  И в музыкальном,  и  в литературном текстах можно практически общими словами характеризовать жанровую основу и образный строй

Сравнения и параллели  можно продолжить.

Попытка увидеть за музыкальным текстом его жизненный прообраз  предполагает, конечно,  более тонкий анализ материала, где на первом плане стоит оценка интонационной структуры мелодики — главного проводника музыкальной логики. Этот анализ включает:

•  выявление интонационного  сюжета каждой мелодии и логики взаимоотношения составляющих её тематических элементов;

  отражение в мелодике опыта речевого общения  (вопрос и ответ, утверждение и его подтверждение (или отрицание), монолог и диалог и т.д.;

•  оценку смыслового отношения голосов, составляющих музыкальную ткань — их гармонических  или тематических функций;

  оценку жанровой природы голосов  (вокальной, инструментальной, танцевальной, речевой), а также её сольного, ансамблевого или коллективного (хорового) характера;

•  восприятие образного строя (лирического, драматического, повествовательного, патетического, эпического, комического, фантастического и т.д.);

Один из способов такого анализа  — построения тематического сценария. Этот вид работы  сочетает в себе наглядность и доступность, и одинаково применим как к  одноголосной мелодии, так и к многоголосной пьесе. Возникающая при таком смысловом анализе картина позволяет увидеть в каждом произведении скрытый театр,  разделять фразы, составляющие мелодию, в зависимости от их жанровой основы и образного строя, между соло разных персонажей или их  ансамблями, распределять тематические голоса многоголосных пьес, между солистами, партиями хора, а также хорового tutti, выделять связующие или вступительные разделы формы для исполнения оркестром (фортепиано).

Итог такой работы — более точное и конкретное представление о содержании музыкального текста, позволяющее персонифицировать тематические элементы. Такая работа предполагает  внимательное отношение к программному содержанию пьес  и литературной основе мелодий. Участие учеников в сценических представлениях на основе построенных сценариев — одна из важнейших практических форм работы на уроках теории, сольфеджио и гармонии.

Не меньшую роль играет оценка выразительных средств гармонического языка, включающая и средства гармонической горизонтали, в том числе функциональный распорядок и голосоведение — т.е. участие функциональной системы в организации временного потока музыки и всех его изменений, а также и   гармонической вертикали, включающей оценку структуры созвучий, их сонантности, фонизма и модальной природы..

Значительная роль принадлежит и определению  модальной основы музыкальной ткани, а также  взаимодействие тональных или модальных свойств элементов лада и гармонии.  Тональные функции звуков и созвучий  и их модальные позиции  дополняют друг друга: первые способны передавать различные оттенки движения и покоя, вторые — создавать оттенки света и тени, а также пространственные свойства образа. Их взаимодействие позволяет слушателям полнее воспринять характер жизненного содержания, отражённого в музыкальном тексте, а исполнителям — более рельефно их рисовать.

       ПРОЦЕСС МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ УЧЕНИКОВ ПРЕДПОЛАГАЕТ:

  • Соединение опыта переживания музыкальных образов с осознанием огромного круга  личных жизненных впечатлений, на основе которых они возникают, и  стоящей за этим логики элементов музыкального языка, включая впечатления от произведений других видов искусства — живописи, поэзии, архитектуры, театра, кино, художественной литературы.
  • Осознание общности принципов языка музыкального и  языка понятийного, что особенно  многообразно проявляется в структуре мелодии — основного носителя музыкальной логики. Особое значение для достижения интегрального характера знания имеет расшифровка множества музыкальных терминов, связывающая логику музыкальную с логикой понятийной,  что создаёт представления об универсальном значении специальной музыкальной терминологии, её применении за пределами собственно музыки.
  • Основой интегрального обучения являются творческие и аналитические задания, позволяющие ученикам совершать индивидуальные открытия законов музыкального языка  в процессе личного творчества, а также исполнения и анализа;
  • Преобладающая форма занятий – работа учеников в командах над выработкой оптимального варианта решения поставленных задач. Такая форма способствует созданию атмосферы интеллектуального взаимодействия учеников.  Сравнение вариантов, полученных разными командами,    способствует формированию творческой индивидуальности учеников.
  • Другая важнейшая грань интегральности — представление о музыкальности  как основе  выразительности и содержательности любого вида искусств. Стремление найти проявления музыкальности в поэзии и прозе, живописи, архитектуре, сценическом искусстве и т.д.

      ПРИОРИТЕТНЫМИ ЗАДАЧАМИ ЯВЛЯЮТСЯ:

 

  • Изучение  закономерностей, формирующих мелодику как главный носитель логики музыкального языка;
  • Выявление в структуре мелодики опыта речевого общения людей — таких её форм, как диалог и монолог, вопрос и ответ, утверждение и его подтверждение или отрицание;
  • Определение и осознание жанровой природы мелодики – вокальной, инструментальной, танцевальной, речевой, во всем их разнообразии проявлений, а также в виде сольных, ансамблевых и коллективных форм как основы построения музыкальной драматургии;
  • Выявление образного строя музыкального материала, его изменения  в процессе музыкального развития.
  • Освоение  многообразных способов взаимодействия элементов музыкального языка – мелодии, гармонии, метро-ритма, тональной и модальной основы текста – в  создании самого ценного свойства музыки, её способности  передавать самую суть жизни – процесс  движения, обновления, преобразования;
  • Расширение музыкально-теоретической базы музыкального образования путём включения  представлений о музыкальной логике;
  • Формирование в сознании учащихся  более полной и точной  картины лада, с учётом взаимодействия в нем тональных и модальных свойств его элементов;
  • Необходимое условие интеграции – тесное взаимодействие педагогов-теоретиков и  исполнителей, совместное обсуждение результатов работы с общими учениками;
  • Результат применения указанных выше принципов – развитие музыкальности как способности переживания и осознания образного содержания музыкальных текстов в процессе их исполнения, анализа и творчества, воспитание любви к музыке и творчеству, стремление вложить личный вклад в музыкальную пропаганду.