Яндекс.Метрика

22.09.15 МАСТЕР-КЛАСС в ДМШ Южного округа Москвы.

В.П. Середа

МАСТЕР-КЛАСС в ДМШ Южного округа Москвы.  22.09.15

 

Скачать в формате WORD

Тема:  МЕЛОДИЯ

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ ПРОЙДЕННОГО:

1.    В чём главное отличие музыки от других видов искусства.

2.    Из каких элементов состоит музыкальный язык. Какой из элементов главный, и почему.

NB: (внимательно прочитайте и задайте ваши вопросы)

§   Сольмизация – проговаривание нот в точном ритме, с тактированием. Важно выбрать для  тактирования удобную длительность.

§   Цезура (в переводе с итальянского – «рассечение») – граница между фразами (тематическими элементами).

Признаки цезуры:

а) Повторность мелодического рисунка.

б) Точка покоя  (начало последней тональной функции во фразе);

В мелодии столько фраз, сколько точек покоя.

NB: Роль тональных функций в организации движения в музыке:

§   Тоника – передаёт состояние покоя;

§   Доминанта – состояние движения к тонике (главной или местной);

§   Субдоминанта – движение от тоники.

NB: Сильная доля такта   возникает при смене тональной функции.

ЗАДАНИЕ №1.   Просольмизируйте  мелодии примеров 1-5. Определите тональность, размер, отметьте лигами границы фраз, обозначьте сюжет мелодии, отметьте точки покоя:

Пример 1                                                                    Русская песня «Во сыром бору тропина»                                             

       

 

 

 

  Пример 2                                                               Белорусская песня «Перепёлочка»

            Пример 3                                                                                    Белорусская песня

Пример 4                                                                         Русская песня «Коровушка»

Пример 5                                                    Белорусская песня «Ты, дуб зелененький»

ЗАДАНИЕ №2 для команд:

1) Определите, из каких элементов состоит мелодический рисунок. Нарисуйте  на бумаге или жестами рук мелодию примеров 1 – 5.

2) Что такое «вес» тактов. Чем  такты лёгкие отличаются от тактов тяжёлых. Укажите в мелодиях такты лёгкие и тяжёлые.

ЗАДАНИЕ №3 для команд:

В  примерах №1, 2, 3 и 4 определите размер,  тональность  и  сюжет. Обозначьте  фразы заглавными кириллическими буквами (А,Б,В,Г), а составляющие их мотивыстрочными латинскими (k,l,m,n).

В примерах 6 – 10  найдите  канон, определите количество голосов и  момент их вступления.

Пример 6                                                     Э. Силиньш. Канон «На весенней улице»

Пример 7                                                       Песня-канон «Праздник урожая» (Болгария)                                      

Пример 8                                                                   Песня-канон «Волынщик» (Эстония)

Пример 9                                                           Немецкий канон «Надоело петь каноны»

         Пример 10                                               Канон «…И только музыка будет всегда» (Германия)

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ (для желающих): К мелодиям примеров 1 – 4  (на выбор) подобрать бас, соблюдая условия:

§  С помощью выбора функций добиться разницы движения в лёгких и тяжёлых тактах.

§  В каденциях бас должен стоять на основных тонах аккордов.

§  Сберегать (не брать заранее) каденционные басы.

§  Использовать в басу, где возможно, интонации мелодии.

 

В. П. Середа. e-mail: mu3yka2006@yandex.ru

Сайт:  valentin-sereda.ru.

В.П. Середа:  КОММЕНТАРИЙ ОТ РУКОВОДИТЕЛЯ МАСТЕР-КЛАССА

Эта встреча с учениками ДМШ Южного округа г. Москвы – первая  из четырёх запланированных на первое полугодие.

В прошлом учебном году тема «Мелодия» уже применялась с учениками ДМШ им. Шебалина (материал есть на моём сайте).

Присутствовавшие там педагоги ДМШ сумели на занятиях применить некоторые из усвоенных приёмов, поэтому работа на этот раз пошла более активно, ученики проявляли большую заинтересованность и понимание.

Наибольшие трудности вызвали вопросы об отличии музыки от других видов искусства. По-видимому, преподаватель сольфеджио не всегда привлекаю внимание учеников к этой самой важной особенности музыки, без которой невозможно добиться музыкальности в пении мелодий и других материалов на уроках сольфеджио, и невозможно связать сольфеджийные навыки с практикой занятий в классе специальности.

В программе по сольфеджио для ДМШ отсутствует представление о тональных функциях и их роли в организации движения. Дети знают, где стоят тоника, доминанта и субдоминанта, но не понимают, как они работают. Большинство  детей определяют тональность «по ключевым знакам и по последней ноте», а не по реальному процессу  в живой музыке, о постоянно меняющихся точках покоя, о чередовании лёгких (наполненных движением) тактов и тяжелых (приводящих к покою).

   Сольмизация – решающий  навык, помогающий детям понять тональные функции как основу движения в мелодии.

Второй вопрос, вызвавший затруднения – представление о сюжете мелодии как о логически связанной последовательности тематических элементов, что отличает полноценную мелодию от случайного набора интонаций, организованных лишь размером и тональностью.

Форма проведения мастер-класса в виде работы в командах в значительной степени помогла детям разобраться в поставленных задачах и усвоить многое, о чём говорилось на занятии, отвлекла от привычки угадывать нужный ответ по выражению лица педагога и доставила им много радости и удовольствия. Надеюсь, что следующий мастер-класс, намеченный на 28 октября, на тему «ТЕМАТИЧЕСКИЙ СЦЕНАРИЙ МЕЛОДИИ», поможет закрепить и углубить полученные представления и принесёт новые радостные открытия детям и их педагогам.