Яндекс.Метрика

МАСТЕР-КЛАСС В ШКОЛЕ ИСКУССТВ «ВДОХНОВЕНИЕ» 15.11.14

В.П. Середа

МАСТЕР-КЛАСС В ШКОЛЕ ИСКУССТВ «ВДОХНОВЕНИЕ» 15.11.14

ТемаО музыке, музыкальности и мелодии.

Участники мастер-класса разделяются на команды по 4-6 человек. Каждая команда предлагает свой ответ на поставленные вопросы и своё решение задачи. Все ответы обсуждаются для выбора оптимального решения.

Просьба ко всем командам, прежде чем началась работа, внимательно прочитать текст заданий и отметить, какие слова недостаточно знакомы и требуют пояснения.

 

ВОПРОСЫ КО ВСЕМ КОМАНДАМ:

(предполагается один общий ответ от каждой команды)

1.        Чем музыка отличается от других видов искусства (живописи, архитектуры, кино, театра, балета и т.д.);

2.        Что общего у музыки с понятийным языком, письменной и устной речью, а также с поэзией и прозой;  

3.        Из каких элементов состоит музыкальный язык. Какой из них – главный, и почему.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОМАНД:

(предполагается одно решение от каждой команды)

 

I.         а) В данных примерах определите размер, тональность,  найдите цезуры, обозначьте     фразы, в каждой фразе отметьте точки покоя. Определите и обозначьте буквами сюжет.      

б) Обозначьте ладовые функции, неаккордовые звуки, определите «вес» тактов,     отделите такты лёгкие от тактов тяжёлых.

 

 

КОММЕНТАРИЙ К МАСТЕР-КЛАССУ В ШКОЛЕ ИСКУССТВ «ВДОХНОВЕНИЕ» 15.11.14

 

Моё предложение задать вопросы о каждом незнакомом слове, встреченном в предложенном тексте для мастер-класса, отклика сразу не нашло, и я не стал настаивать, надеясь на процесс конкретного анализа примеров.  

 

Вопрос о сравнении музыки с другими видами искусства оказался для юных учеников достаточно сложным, хотя некоторые дети назвали сходство музыки и поэзии в наличии у них ритма, стопы, рифмы. Сходство музыки с  устной и письменной речью некоторые ученики увидели в присутствии смысловой связи слов в речи и мелодических интонаций в музыке. Более важные ассоциации вскрылись при конкретном анализе примеров.

 

Из материалов, запланированных для мастер-класса мы успели проработать почти все примеры, за исключением пункта V — сочинений на заданный ритм.

 

Пример 1.                                          Русская песня «Уж как я свою коровушку люблю»

ааа

 

Дети легко определили количество фраз в мелодии, выстроили с моей помощью её сюжет – чередование элементов А+А и А11

 

Трудности вызвало определение размера. Попытка определить его по движению руки упорно показывала трёхдольный размер.


На вопрос о том, как мы определяем место, где находится сильная доля, наивные дети отвечали – «там, где рука идёт вниз».

 

Пришлось обратиться к анализу гармонической основы и объяснить, что ощущение сильной доли зависит не от громкости звука и его продолжительности, а от появления новой тональной функции. Внутри первой фразы обнаружились три смены функции, создающие чёткую двухдольность – не два трехдольных, а три двухдольных такта.

 

Параллельно мы коснулись и главной особенности музыки – её способности передавать суть жизни – её  движение, обновление, преобразование. В создании этой способности наиболее заметна роль тональных функций

Попутно прояснился смысл названий гармонических функций и их роль в организации этого движения (тоника – чувство покоя, доминанта – движение к тонике, субдоминанта – движение от тоники).

 

Пришлось уточнить и смысл понятия «точка покоя» – это момент, где находится начало последней гармонической функции во фразе.

 

Пример 2.                                                   Определите  место вступления второго голоса канона.

                                                                                         Эстонская песня-канон «Волынщик» ааа

Знания, полученные в анализе первого примера, помогли правильно расставить тактовые черты в мелодии эстонского канона – размер три четверти, начало с сильной доли. Хотя  были предложения начинать с затакта, ясная смена функции во втором такте с тоники на субдоминанту указала местоположение точки покоя – на звуке «ре», что создаёт движение от тоники  и делает первый такт «лёгким», наполненным движением, а второй – «тяжёлым», с ощущением покоя.

 

Без труда дети обнаружили начало вступления второго голоса и затем с удовольствием спели этот бесконечный канон.

Пример 3                                                               Определите место вступления второго голоса.     

                                                               Немецкая песня-канон «…И только музыка будет всегда!»

ааа

 

II.            II. Расшифровать мелодии, определить их жанровую природу (вокальную, инструментальную, танцевальную, речевую)  и образный строй (лирический, патетический, повествовательный, комический, фантастический (и т.д.).

 

Мелодия немецкого канона послужила наглядным пособием для закрепления полученных на первых примерах навыков. Все нечётные такты лёгкие, содержат движение (либо от тоники, либо к тонике) а все чётные – тяжёлые, показывают цель этого движения.

 

Сюжет канона: первая, четырёхтактная  фраза содержит два соединённых элемента А+В, затем секвенция из двух двутактов А,  и вновь их слияние элементов А и  В  последней четырёхтактной фразе. 

 

Здесь дети также  легко нашли место вступления второго голоса, и с удовольствием спели канон. Правда, с первого раза исполнение не стало по-настоящему музыкальным, и пришлось повторить его несколько раз, чтобы ясно чувствовалась смена движения и покоя.

 

                                                       Пример 4                                                                                                                               Латвийская мелодия

ааа

Здесь дети впервые столкнулись с переменным размером, но учёт гармонической основы (моментов смены тональных функций) помог им справиться с трудностями.

 

Пришлось также объяснить им и факт переменного лада – смены устоя в неизменном звукоряде, когда на базе натурального ля минора возникает производный от него фригийский ми минор.

                                      Пример 5.                                                      Белорусская песня  «Ты, дуб зелененький»

ааа

 

Этот пример мы пропустили, надеясь вернуться позже, но в конце занятия уже не нашлось времени.

                                                          Пример 6                                                                                                                Силезская песня

ааа

ааа

Дети легко определили жанровую природу этой песни как танцевальную и хороводную, а также довольно просто определили её структуру — 1+1+3 в двух предложениях первой часть и 2+2+3 — во второй части. также легко определился и сюжет мелодии — А+А1+В в двух предложениях первой части и В112 — во второй части.

 

 

   III.                Расшифровать мелодии и найти в них признаки речевого общения: вопрос и ответ, утверждение и его подтверждение (или отрицание), монолог или диалог.


Здесь дети легко справились с определением структуры мелодии (дважды 1+1+3 в двух предложениях первой части и 2+2+3 во второй части) и её сюжета (А+А+В в первой части и В112 во второй части). Без труда определили и жанровую природу мелодии как танцевальную и хороводную.

 

     Пример 7                                                        Русская песня «Ай, на горе дуб, дуб»

 

ааа

Дети легко расшифровали пример, определили тональность и размер примера. Немного дольше пришлось определять отражение в мелодии вопросо-ответной структуры, где первые две двутактные фразы – вопрос (движение от тоники) а две вторые, трёхтактные – ответ (движение к тонике).                После этого легко было распределить мелодию между двумя группами участников – первая спрашивает, вторая отвечает.

 

                                      Пример 8                                                                          Ж. Обер. Опера «Мельник»

ааа

ааа

ааа


В мелодии примера дети легко увидели дуэт и определили комический характер образа участников  дуэта – мельника и его сварливой жены.

                                      Пример 9                                                                   Белорусская песня «Чарнушечка»

ааа

     IV.                Расшифровать мелодии и предложить варианты второго голоса:

             а) как гармонической основы;

             б) как второй голос для дуэта.


Расстановка цезур, обозначение точек покоя и определение сюжета после анализа предыдущих примеров удалось легко, как и определение форм речевого общения. Дети легко определили в двух фразах первого предложения повествование,  в двух трёхтактных фразах второго предложения вопрос, а в третьем предложении – два двутакта ответа.

Приме                                           Пример  10.                                           Русская песня «Во сыром бору тропина» 


ааа

Дети легко определили простую структуру примера — 2+2+2+2 и его сюжет А+А+В+В.

 

Мы обсудили с детьми, какой вариант второго голоса обеспечивает ощущение развития и обновления мелодии, и нашли вариант, в котором происходит обновление опорных гармоний, занимающих точки покоя в соседних фразах,  и достигается свежесть звучания сбережённой заключительной тоники.  


V.  Сочинить мелодию на за данный ритмический рисунок.



                                     Пример 11

  

                                 Пример 12

С этим заданием ученики не успели справиться из-за отсутствия времени.

В заключении каждая команда обсудила и после этого высказала мнение о том новом и интересном, что удалось узнать и понять на этом мастер-классе.

 

Дети выделили для себя как важные понятие цезура, а также такие её признаки как повторность интонаций и точка покоя, а также новые понятия сюжет мелодии,  тематический элемент.

 

Особенно важным посчитали навык анализа тональных функций, без ощущения смены которых трудно определять размер и оценивать тональность примеров.    

 

Как новое и важное понятие отметили отражение в мелодии форм речевого общения.

 

Все названные новые свойства должны выражаться через живое исполнение и переживание разных оттенков движения и покоя, без которых нельзя говорить о развитии музыкальности.

 

 

 

Мнение, высказанное одной командой, дополнялось и уточнялось другими, и это способствовало хорошему закреплению полученных знаний и навыков.