МАТЕРИАЛ МАСТЕР-КЛАССА В АРХАНГЕЛЬСКЕ 21-23 СЕНТЯБРЯ
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ЗАНЯТИЕ 1
АНАЛИЗ МЕЛОДИЙ
В каждом примере определить жанровую природу и образный строй мелодий. Обозначить лигами фразы, обозначить буквами тематические элементы, отметить в каждой фразе точки покоя. Выявить в каждой мелодии главную интонацию.
СОСТАВЛЕНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО СЦЕНАРИЯ МЕЛОДИЙ
(с вариантами обработки):
Распределение материала между солистами (или ансамблем солистов), группами хора, хором tutti, и оркестром (фортепиано).
Пример 1. Предложить вариант двухголосной хоровой обработки (с возможным включением солиста):
Н. Ладухин. Одноголосное сольфеджио. № 19
Пример 2. Предложить обработку примера для дуэта солистов
Н. Ладухин. Одноголосное сольфеджио. №28
Пример 3. Построить тематический сценарий примера, используя хор, ансамбль солистов
и оркестра (фортепиано) А. Рубец. Одноголосное сольфеджио, №81
комментарии к первому занятию
1) Активность слушателей по-началу была невысокой. Причиной этого была непривычность задачи — анализировать в мелодии не сам музыкальный текст, а элементы скрытого подтекста, не привычные тональные и гармонические элементы, а то, что стоит за ними, их жанровую природу и образный строй.,Но постепенно оценки материала и предложения команд по анализу мелодий стали более чёткими и обоснованными. Достаточно легко слушатели распознавали жанровую природу тематических элементов, разделяя фрагменты сольные и хоровые, В примере 2 уверенно построили диалог солистов и их заключительный дуэт. В примере 3 разделили эпизоды хоровой (I часть формы), диалог солистов во второй теме и развитии, отделили партию оркестра в предыкте к репризе.
ЗАНЯТИЕ 2
ОТБОР ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ СОЛЬФЕДЖИО:
Оценить по пятибалльной системе музыкальность предложенных мелодий и педагогическую целесообразность применения в учебном процессе. Обосновать свою оценку анализом музыкального материала:
Пример 4.
Пример 5.
Пример 6.
Пример 7.
Пример 8.
КОММЕНТАРИЙ:
1) Педагоги оценили пригодность материалов преимущественно «сердцем девичьим», (не сообщая о том, какими критериями руководствовались), но при этом не ошиблись. Положительно оценили примеры 4 и 5, чуть сдержаннее примеры 7 и 8, и забраковали пример 6 за отсутствие в нём интонационной логики и чисто механическую связь интонаций.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:
Выполнить трёхстрочную гармонизацию примеров 9 и 10 для солиста или хора и фортепиано
Пример 9. А. Рубец. Одноголосное сольфеджио №60
Пример 10. Немецкая песня
Пример 11. Cделать двухстрочную гармонизацию примера (для фортепиано):
Пример 12. Сочинить версию романса для голоса с сопровождением фортепиано
и текстом (или эпиграфом):
КОММЕНТАРИЙ:
1) За недостатком времени педагоги не успели выполнить задания по гармонизации и сочинению версии. Пришлось разбирать на занятии, в конце которого я раздал образцы выполненных гармонизаций и оригинал песни Ф. Шуберта «К Миньоне».
ЗАНЯТИЕ 3
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ ЛАДА :
В данных примерах определить модальную основу, отметить местные устои в разных голосах, выявить изолированные фрагменты звукоряда.
Пример 13. К. Дебюсси. Прелюдия (Шаги на снегу).
Пример 14. Г. Свиридов. Парень с гармошкой.
Пример 15. Б. Барток. Детям. Жалоба.
Пример 16. Г. Ранки. Свирель из Лаоса.
КОММЕНТАРИЙ:
Анализ примеров вызвал определённые трудности из-за применения неизвестных педагогам приёмов модальной техники.
1) В примере 13 чётко видна фрагментация модальной основы, позволяющая выделить в звукоряде натурального минора несколько фрагментов различной структуры: диатонический трихорд, целотонный тетрахорд, два пентатонических фрагмента. кроме того, возникает политоникальность мелодических устоев на I и V ступенях.
2) В примере 14 педагоги ясно увидели основной лад — лидийский с тоникой до, и два производных: миксолидийского с мелодической тоникой на ре и дорийского с тоникой на ля. И основная, и местные мелодические тоники соединяются в заключительной политоникальной гармонии, где каждый звук служит мелодическим устоем в своей линии.
3) Анализ ладовой структуры примера 15 оказался достаточно трудным из-за его полимодальной природы, где верхний слой, основанный на симметричной пентатонике, служит контрапунктом к партии солиста, основанной на напряженных интервалах неоктавного (квинтового) лада, образованного сцеплением двух уменьшённых тетрахордов, повторяющихся через квинту. Сюжет пьесы построен вначале на независимости интонационного строя разных слоёв — пентатоники, выражающей образ «равнодушной» природы, и напряженного интонационного строя партии солиста. В развитии «равнодушная природа» начинает проникаться сочувствием к жалобе солиста, в её составе появляются малые секунды, ум.4 и другие напряжённые интонации.
4) Модальная основа примера 16 без труда определилась как пентатоника, однако пришлось увидеть и её разные варианты: квинтовый лад в верхнем слое и квартовый — в нижнем. В результате простой бесполутоновый лад усложнился и обогатился несколькими разными по высоте устоями.
ЗАНЯТИЕ 3а
а) Расшифровать, записать нотами и проанализировать цепочки интервалов. Отметить фразы, тематические элементы, точки покоя.
Приписать на нижней строчке бас, обозначить аккорды, отметить неаккордовые звуки.
Пример 17. h moll
Пример 18. D dur
б) Расшифровать и записать нотами аккордовые цепочки. Обозначить фразы, тематические элементы, точки покоя
Пример 19. D dur
Пример 20. F—dur
Пример 21. g—moll
КОММЕНТАРИЙ:
1) Основная задача — освоить непривычную для слушателей систему обозначений, принятую в моей книге, и выявить в каждом примере его музыкальные достоинства — обозначить фразы, точки покоя, определить сюжет, отметить гармонические функции и неаккордовые звуки.
2) Другая трудность — расшифровать неаккордовые звуки, обозначенные звёздочками, и задержания, обозначенные перечёркнутыми цифрами в верхнем регистре. Здесь особенно важно сформировать верхний голос как мелодию, со своим синтаксисом и сюжетом..
Практические задания для учеников
ЗАНЯТИЕ 1
Тема: О музыке, музыкальности и мелодии
Вопросы ко всем участникам мастер-класса:
а) Из чего состоит музыкальный язык;
б) Чем музыка отличается от всех других видов искусства.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОМАНД:
а) В данных примерах определить тональность, размер, правильно записать мелодии, соблюдая правила группировки.
Определить сюжет мелодии, отметить лигами границы фраз, обозначить буквами тематические элементы.
Определить вес тактов, разграничить «лёгкие» и «тяжёлые» такты. В каждой фразе отметить точки покоя, гармонические функции и неаккордовые звуки.
Пример 1. Найти канон: определить количество голосов и моменты их вступления:
Немецкая песня-канон «…И только музыка будет всегда»
Пример 2. Эстонская песня-канон «Волынщик»
б) Расшифровать и правильно записать данные мелодии.
Пример 3. Русская песня «Коровушка»
Пример 4. Белоруская песня «Чарнушечка»
Пример 5. Белорусская песня «Ты, дуб зелененький»
Пример 6. А.К. Лядов. «Сорока-белобока» (Детские песни)
Пример 7. М. Балакирев. «Уж ты, поле моё…» («Русские народные песни»)
в) Расшифровать данные мелодии, определить сюжет и найти в них формы речевого общения (вопрос и ответ, утверждение и его подтверждение (или отрицание), монолог и диалог и т.д.):
Пример 8. Русская песня «Ай, на горе дуб, дуб»
Пример 9. О. Дзюдзин. Праздник игрушек.
г) Расшифровать, правильно записать мелодии, определить сюжет и оценить в каждой мелодии жанровую природу и образный строй:
Пример 10.
Пример 11.
Пример 12.
КОММЕНТАРИЙ:
1) Главная задача для учеников в этом занятии — определить механизм, с помощью которого мелодия становится средством передачи оттенков движения и покоя. В определении размера необходимо отметить моменты смены гармонических функций, указывающие на начало очередного такта, а также «вес» тактов, их распределение на лёгкие и тяжёлые и подчинение первых последним. Все эти средства мы с учениками легко обнаружили в мелодии немецкого канона: размер указывала смена функций через каждые три доли, при этом, нечётные (лёгкие) такты явно устремлялись к чётным (тяжёлым). Тоника в лёгких тактах устремлялась к субдоминанте в тяжёлом такте, а доминанта в лёгком стремилась к тонике в тяжёлом. Так же легко, с учётом смены гармонических функций, был найден размер в эстонском каноне (несмотря на предложение некоторых команд начинать его с затакта).
2) Другая задача — определить жанровую природу (сольную, хоровую, ансамблевую) и образный строй мелодий — лирический, комический, повествовательный, эпический, драматический и т.д. .Ученики справились с этим не без помощи педагога, однако после оживлённой дискуссии команд и проб различного характера исполнения удалось определиться в оценке выразительных свойств каждой мелодии.
3) Непривычном был для учеников вопрос об отражении в мелодиях форм речевого общения — вопроса и ответа, возражения или подтверждения, монолога или диалога, сопоставления хора и солистов или их ансамблей. Здесь также было немало вопросов и сомнений, процесс шёл достаточно медленно, но времени хватило для подробного выяснения этих вопросов. Так, в примерах 8 и 9 легко обнаруживалась вопросо-ответная структура мелодии, ещё больше выраженная в примере 12, где воспроизводится комический по характеру музыки спор мельника и его жены (опера Ж.Обера «Мельник»), комический и хоровой характер № 10, былинный, повествовательный и сольный характер мелодии в примере 11.
4) Попутно выяснился вопрос о смысле слова каденция и видах каденций в каждом примере.
5) В процессе работы мы пытались определить главное отличие музыки от других видов искусства — её способность максимально передавать суть жизни — её движение, развитие, обновление.В результате каждый элемент языка может раскрыть свой смысл только в движении.
ЗАНЯТИЕ 1а
ПОСТРОЕНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО СЦЕНАРИЯ МЕЛОДИИ.
Определить синтаксическую структуру и сюжет данных мелодий. Распределить материал каждой мелодии между солистами, ансамблем солистов,группами хора или хором tutti. Определить разделы формы, которые будут исполняться оркестром (фортепиано).
Особый вопрос – о размере, в котором написаны примеры 13 и 14.
Пример 13. Н. Ладухин. Одноголосное сольфеджио. №23
Пример 14 Н. Ладухин. №9
Пример 15 Н. Ладухин. № 23
Пример 16 А. Рубец. Одноголосное сольфеджио, № 58
КОММЕНТАРИЙ:
1) Особый интерес вызвало определение размера в примерах 13 и 14. Не все ученики знали, что обозначение размера буквой C может относиться и к четырёхдольному, и к двухдольному тактах. В размере 4/4 в такте возникают две сильные доли (на первой и третьей четвертях), а 2/2 -размер простой, с одной сильной долей в такте. Пробуя эти мелодии в четырёхдольном и двухдольном вариантах, ученики легко убедились, что в размере 4/4 музыка исчезает — все доли и такты имеют одинаковый вес. В двухдольном варианте и доли внутри такта и сами такты приобретают разный вес, что способствует выраженному движению внутри такта и между ними.
2) Ученики проявили интерес к построению тематического сценария мелодий и приобрели начальный навык определять жанровую природу тематических элементов (сольную, ансамблевую, хоровую), Попытки построить тематический сценарий заинтересовали учеников, как и их педагогов, и заметно оживили работу команд, высказывающих часто противоположные способы построения сценария. Эффективность каждого проверялась на практике, путём сравнения выдвинутых вариантов и отбора наиболее органичных для данной мелодии.
3) В структуре мелодии из примера 16 (Рубец, №58) не вызвал вопросов хоровой тематизм первого периода и сольный (вернее — ансамблевый) — середины. Неясность возникла в оценке материала последних пяти тактов перед репризой. После нескольких разных предложений (поручить их третьему солисту, спеть хором) решили, что это материал «одноразовый», связующий, и его не стоит петь ни солистам, ни хору, а поручить оркестру (т.е. фортепиано). Итоговое исполнение убедило слушателей в правильном распределении ролей.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧЕНИКОВ (по выбору)
а) Сочинить две контрастные и законченные по форме мелодии. Записать со всеми необходимыми обозначениями и описать их сходство и различие.
б) Сочинить второй голос к любой мелодии из первого задания:
а) как гармоническую опору;
б) как второй голос для дуэта.
в) Сделать трёхстрочную гармонизацию любой мелодий из первого задания.
г) Выписать из пьес своего репертуара примеры двух контрастных мелодий и сравнить средства, с помощью которых достигнут их контраст.
КОМЕНТАРИЙ:
1) Несмотря на непривычные формы заданий и недостаток времени, некоторые ученики не побоялись представить свои варианты второго голоса и выписали темы в пьесах своего репертуара. Правда, исполнять эти варианты пришлось с участием педагога.
2) Главная трудность для учеников — найти достоинства в представленных работах,. По-видимому, она совсем непривычна в практике работы в классе. ,
ЗАНЯТИЕ 2
РАСШИФРОВКА И АНАЛИЗ ИНТЕРВАЛЬНЫХ ЦЕПОЧЕК
Обозначить фразы, точки покоя, обозначить сюжет. Отметить гармонические функции и неаккордовые звуки. Дописать в басовом ключе нижний голос:
Пример 17. G dur
Пример 18. h moll
Пример 19. F dur
Пример 20. A dur
Пример 21. Es dur
КОММЕНТАРИЙ:
1) Непривычной для учеников была запись верхнего голоса штилями вверх, нижнего — вниз, при этом залигованные ноты записывать одной длительностью (что позволили услышать в интервальной цепочке не стук интервалов, а ансамбль голосов).
2) Самые большие трудности вызвала необходимость подбора гармонической функции и баса в соответствии с «весом тактов». Так, первый такт примера 17 ученики упорно предлагали гармонизовать трезвучием тоники, несмотря на то, что им был ясен неустойчивый, «лёгкий» его вес, а с тоникой следовало подождать до последнего такта цепочки. Аналогичные трудности возникали и в других цепочках.
На дом! ПОДБОР ВТОРОГО ГОЛОСА И ОЦЕНКА ПОЛУЧЕННОГО ДВУХГОЛОСИЯ
Определить тональность, размер, сюжет мелодии, расставить точки покоя. Сочинить второй голос и исполнить результат.
Пример 22. Гретри. «Кукушка и осёл».
К данной мелодии а) Подобрать второй голос б) сочинить вариации на данную тему (для желающих)
Пример 23. Русская песня «Во сыром бору тропина»
КОММЕНТАРИЙ:
1) За недостатком времени немногие ученики сделали задание, и ещё меньшее число их решились представить. Представленные работы касались сочинения второго голоса к заданным мелодиям, Лишь одна ученица выписала из скрипичного концерта главную тему, но только первое предложение.
2) Ясно, что практика привлечения музыкального материала, проходимого в классах специальности, как и творческие задания, расширяют кругозор учеников и дают им материал для осмысления теории.
ЗАНЯТИЕ 2а
ПОСТРОЕНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО СЦЕНАРИЯ ПЬЕСЫ:
Определите в каждом примере количество голосов, выделите голоса тематические и гармонические.
Распределите тематические голоса между солистами, группами хора, хором tutti и оркестром (фортепиано).
Пример 24. Э. Григ. Элегия
Пример 25. П.И. Чайковский. Детский альбом. Вальс
КОММЕНТАРИЙ:
1) Составление тематического сценария пьесы оказалось очень интересным для учеников. Не так просто было определить количество голосов в фактуре, отделить голоса гармонические от голосов тематических. Выполнив такую работу, можно строить сценарий, распределять голоса фактуры между солистами, хором, ансамблем солистов или хором tutti.
2) В примере из «Элегии» Э. Грига легко выделились партия солистки (жалоба) и партия «утешающего» хора. В «Вальсе» П.И. Чайковского ученики насчитали не 5 голосов (четыре в левой и один в правой), но разглядели дуэт мальчика и девочки в партии правой руки (причём, девочки решили, что первая реплика должна принадлежать девочке, как наиболее активному члену общества), однако в конце концов согласились, что на балу приглашает к танцу мальчик.
ЗАНЯТИЕ 3.
Определите вид лада и формы тоники (гармоническая и мелодическая):
Пример 26. Б. Барток. Детям. Тетрадь II, №14
Пример 27. Б. Чайковский. Утро.
Пример 28. Русская песня
КОММЕНТАРИЙ:
1) Не удалось проанализировать примеры, так как время ушло на другие формы работы, но педагоги смогут доделать этот анализ на уроках.
ЗАНЯТИЕ 3а
Определить роль главных (нейтральных) ступеней и побочных (высоких и низких) в тональной настройке.
Тоника звучит устойчиво, если: а) Стоит на сильной доле и в тяжёлом такте; б) На сильной доле предыдущего такта или в лёгком такте ей предшествует её доминанта (реже – субдоминанта).
Задания:
а) Звук «ля» разрешить во всех тональностях, где он входит в состав тонического трезвучия;
б) В тональности си-бемоль мажор (в трёх видах лада) разрешить все высокие и низкие ступени;
в) Звук фа-диез (соль-бемоль) разрешить как неустойчивую ступень в мажоре и миноре.
КОММЕНТАРИЙ:
1) Не так просто убедить учеников, что звуки I,III, и V не всегда звучат устойчиво. Нужно научиться делать любой звук устоем или неустоем, что зависит не от номера ступени в гамме, а от условий, в которых она находится. для этого следует включить воображение учеников, чтобы выбрать размер, ритм, стопу музыкальной фразы, в которой будет стоять эта ступень. Наиболее устойчиво звучит звук, если он стоит на сильной доле такта, и ему предшествует доминанта (реже-субдоминанта), стоящая также на сильной доле предыдущего такта.
2) Поняв этот механизм, ученики успешно разрешили разные звуки и ступени в соответствием с условиями задания.
3) Главное препятствие — плохо работающее воображение, в результате того, что дети помнят не сами гаммы, а их ключевые знаки, и испытывают трудности в поиске главных ступеней, способных настроить на тональность, и побочных ступеней, окраска которых различна в мажоре и миноре. А эти навыки, в сочетании с ритмическим воображением, помогают создать реальные связи звуков в реальных гаммах.