Яндекс.Метрика

МАТЕРИАЛ МАСТЕР-КЛАССА В АРХАНГЕЛЬСКЕ 21-23 СЕНТЯБРЯ


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ЗАНЯТИЕ 1

АНАЛИЗ МЕЛОДИЙ

В каждом примере определить жанровую природу и образный строй мелодий. Обозначить лигами фразы, обозначить буквами тематические элементы, отметить в каждой фразе  точки покоя. Выявить в каждой мелодии главную интонацию.

СОСТАВЛЕНИЕ  ТЕМАТИЧЕСКОГО  СЦЕНАРИЯ МЕЛОДИЙ

(с вариантами обработки): 

                Распределение  материала между солистами (или ансамблем солистов), группами хора, хором tutti, и оркестром (фортепиано).

                                         Пример 1.         Предложить вариант двухголосной хоровой обработки (с возможным включением солиста):

                                                                                                                                       Н. Ладухин. Одноголосное сольфеджио. № 19

                                        Пример 2.   Предложить обработку примера для дуэта солистов   

                                                                                            Н. Ладухин. Одноголосное сольфеджио. №28

                                           Пример 3.    Построить тематический сценарий примера,  используя хор, ансамбль солистов

                    и оркестра   (фортепиано)                                 А. Рубец. Одноголосное сольфеджио, №81

ааа

комментарии к первому занятию

1) Активность слушателей по-началу была невысокой. Причиной этого была непривычность задачи — анализировать в мелодии не сам музыкальный текст, а элементы скрытого подтекста, не привычные тональные и гармонические элементы, а то, что стоит за ними, их жанровую природу и образный строй.,Но постепенно оценки материала и предложения команд по анализу мелодий стали более чёткими и обоснованными. Достаточно легко слушатели распознавали жанровую природу тематических элементов, разделяя фрагменты сольные и хоровые, В примере 2 уверенно построили диалог солистов и их заключительный дуэт. В примере 3 разделили эпизоды хоровой (I часть формы), диалог солистов во второй теме и развитии, отделили партию оркестра в предыкте к репризе.

ЗАНЯТИЕ 2

ОТБОР ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ СОЛЬФЕДЖИО: 

Оценить по пятибалльной системе музыкальность предложенных мелодий и педагогическую целесообразность применения в учебном процессе.  Обосновать  свою оценку анализом музыкального материала:

                                               Пример 4.

                                                 Пример 5. 

ааа

ааа

                                                Пример 6.

ааа

                                                  Пример 7.

                                                   Пример 8.

КОММЕНТАРИЙ:

1) Педагоги оценили пригодность материалов преимущественно «сердцем девичьим», (не сообщая о том, какими критериями руководствовались), но при этом не ошиблись. Положительно оценили примеры 4 и 5, чуть сдержаннее примеры 7 и 8, и забраковали пример 6 за отсутствие в нём интонационной логики и чисто механическую связь интонаций.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:

Выполнить трёхстрочную гармонизацию примеров 9 и 10 для солиста или хора и фортепиано

           Пример 9.                                                                 А. Рубец. Одноголосное сольфеджио №60

ааа

ааа

                                                 Пример 10                                                                                                              Немецкая песня

                                                 Пример 11.                                     Cделать двухстрочную гармонизацию примера (для фортепиано):

fff

fff

                                                  Пример 12.   Сочинить версию романса для голоса  с сопровождением фортепиано

                                                                      и  текстом (или эпиграфом):

fff

fff

КОММЕНТАРИЙ:

1) За недостатком времени педагоги не успели выполнить задания по гармонизации и сочинению версии. Пришлось разбирать на занятии, в конце которого я раздал образцы выполненных гармонизаций и оригинал песни Ф. Шуберта «К Миньоне».

ЗАНЯТИЕ 3

 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ ЛАДА :

В данных примерах определить модальную основу, отметить местные устои в разных голосах, выявить изолированные фрагменты звукоряда. 

                 Пример 13.                                                                К. Дебюсси. Прелюдия (Шаги на снегу).

247F3BE2

247F3BE2

                                                   Пример 14.                                                                               Г. Свиридов. Парень с гармошкой.

ааа

ааа

ааа

ааа

ааа

ааа

                                                              Пример 15.                                                                                    Б. Барток. Детям. Жалоба.

5232C665

5232C665

5232C665

5232C665

5232C665

5232C665

                                                    Пример 16.                                                                                           Г. Ранки. Свирель из Лаоса.

ааа

ааа

КОММЕНТАРИЙ:

Анализ примеров вызвал определённые трудности из-за применения неизвестных педагогам приёмов модальной техники.

1) В примере 13 чётко видна фрагментация модальной основы, позволяющая выделить в звукоряде натурального минора несколько фрагментов различной структуры: диатонический трихорд, целотонный тетрахорд, два пентатонических фрагмента. кроме того, возникает политоникальность мелодических устоев на I и V ступенях.

2) В примере 14 педагоги ясно увидели основной ладлидийский с тоникой до, и два производных: миксолидийского с мелодической тоникой на ре и дорийского с тоникой на ля. И основная, и местные мелодические тоники соединяются в заключительной политоникальной гармонии, где каждый звук служит мелодическим устоем в своей линии.

3) Анализ ладовой структуры примера 15 оказался достаточно трудным из-за его полимодальной природы, где верхний слой, основанный на симметричной пентатонике, служит контрапунктом к партии солиста, основанной на напряженных интервалах неоктавного (квинтового) лада, образованного сцеплением двух уменьшённых тетрахордов, повторяющихся через квинту. Сюжет пьесы построен вначале на независимости интонационного строя разных слоёв — пентатоники, выражающей образ «равнодушной» природы, и напряженного интонационного строя партии солиста. В развитии «равнодушная природа» начинает проникаться сочувствием к жалобе солиста, в её составе появляются малые секунды, ум.4 и другие напряжённые интонации.

4) Модальная основа примера 16 без труда определилась как пентатоника, однако пришлось увидеть и её разные варианты: квинтовый лад в верхнем слое и квартовый — в нижнем. В результате простой бесполутоновый лад усложнился и обогатился несколькими разными по высоте устоями.

ЗАНЯТИЕ 3а

а) Расшифровать, записать нотами и проанализировать цепочки интервалов. Отметить фразы, тематические элементы, точки покоя.

    Приписать на нижней строчке бас, обозначить аккорды, отметить неаккордовые звуки.

                                             Пример 17.    h moll

                               ааа

                                             Пример 18.   D dur

                                  ааа

б) Расшифровать и записать нотами аккордовые цепочки. Обозначить фразы, тематические элементы, точки покоя

                                             Пример  19.    D dur

                                fff

                                          Пример  20.    Fdur

        fff

                                       Пример  21.   gmoll

           

КОММЕНТАРИЙ:

1) Основная задача — освоить непривычную для слушателей систему обозначений, принятую в моей книге, и выявить в каждом примере его музыкальные достоинства — обозначить фразы, точки покоя, определить сюжет, отметить гармонические функции и неаккордовые звуки

2) Другая трудность — расшифровать неаккордовые звуки, обозначенные звёздочками, и задержания, обозначенные перечёркнутыми цифрами в верхнем регистре. Здесь особенно важно сформировать верхний голос как мелодию, со своим синтаксисом и сюжетом..


Практические задания для учеников

ЗАНЯТИЕ 1

Тема: О музыке, музыкальности и мелодии

Вопросы ко всем участникам мастер-класса:

а) Из чего состоит музыкальный язык;

б) Чем музыка отличается от всех других видов искусства.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОМАНД:

 а) В данных примерах определить тональность, размер, правильно записать мелодии, соблюдая правила группировки.

Определить сюжет мелодии, отметить лигами границы фраз,  обозначить буквами тематические элементы.

Определить вес тактов, разграничить «лёгкие» и «тяжёлые» такты. В каждой фразе отметить точки покоя, гармонические функции и неаккордовые звуки.

                                                Пример 1.   Найти канон: определить количество голосов и моменты их вступления:        

                                             Немецкая песня-канон «…И только музыка будет всегда»

ааа

                                                 Пример 2.                                                                              Эстонская песня-канон «Волынщик»

ааа

б) Расшифровать и правильно записать данные мелодии.

                                               Пример 3.                                                                                            Русская песня «Коровушка»

ааа

                                            Пример 4.                                                                                     Белоруская песня «Чарнушечка»

ааа

                                            Пример 5.                                                                                Белорусская песня  «Ты, дуб зелененький»

ааа

                                            Пример 6.                                                                            А.К. Лядов. «Сорока-белобока» (Детские песни)

fff

                                           Пример 7.                                                        М. Балакирев. «Уж ты, поле моё…» («Русские народные песни»)

fff

fff

в) Расшифровать данные мелодии, определить сюжет и  найти в них формы речевого общения (вопрос и ответ, утверждение и его подтверждение (или отрицание), монолог и диалог и т.д.):

                                            Пример 8.                                                                                              Русская песня «Ай, на горе дуб, дуб»

ааа

                                            Пример 9.                                                                                                     О. Дзюдзин. Праздник игрушек.

ааа

ааа

г) Расшифровать, правильно записать мелодии, определить сюжет и оценить в каждой мелодии жанровую природу и образный строй:

                                                Пример 10.

ааа

ааа

                                                Пример 11.

ааа

ааа

ааа

                                               Пример 12.

ааа

ааа

КОММЕНТАРИЙ:

1) Главная задача для учеников в этом занятии — определить механизм, с помощью которого мелодия становится средством передачи оттенков движения и покоя. В определении размера необходимо отметить моменты смены гармонических функций, указывающие на начало очередного такта, а также «вес» тактов, их распределение на лёгкие и тяжёлые и подчинение первых последним. Все эти средства мы с учениками  легко обнаружили в мелодии немецкого канона: размер указывала смена функций через каждые три доли, при этом, нечётные (лёгкие) такты явно устремлялись к чётным (тяжёлым). Тоника в лёгких тактах устремлялась к субдоминанте в тяжёлом такте, а доминанта в лёгком стремилась к тонике в тяжёлом. Так же легко, с учётом смены гармонических функций, был найден размер в эстонском каноне (несмотря на предложение некоторых команд начинать его с затакта).

2) Другая задача — определить жанровую природу (сольную, хоровую, ансамблевую) и образный строй мелодий — лирический, комический, повествовательный, эпический, драматический и т.д. .Ученики справились с этим не без помощи педагога, однако после оживлённой дискуссии команд и проб различного характера исполнения удалось определиться в оценке выразительных свойств каждой мелодии.

3) Непривычном был для учеников вопрос об отражении в мелодиях форм речевого общениявопроса и ответавозражения или подтверждения, монолога или диалога, сопоставления хора и солистов или их ансамблей. Здесь также было немало вопросов и сомнений, процесс шёл достаточно медленно, но времени хватило для подробного выяснения этих вопросов. Так, в примерах 8 и 9 легко обнаруживалась вопросо-ответная структура мелодии, ещё больше выраженная в примере 12, где воспроизводится комический по характеру музыки спор мельника и его жены (опера Ж.Обера «Мельник»), комический и хоровой характер № 10, былинный, повествовательный и сольный характер мелодии в примере 11.

4) Попутно выяснился вопрос о смысле слова каденция и видах каденций в каждом примере.

5) В процессе работы мы пытались определить главное отличие музыки от других видов искусства — её способность максимально передавать суть жизни — её движение, развитие, обновление.В результате каждый элемент языка может раскрыть свой смысл только в движении.

  ЗАНЯТИЕ 1а

ПОСТРОЕНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО СЦЕНАРИЯ МЕЛОДИИ.

Определить синтаксическую структуру и сюжет данных мелодий. Распределить  материал каждой мелодии между солистами, ансамблем солистов,группами хора или хором tutti. Определить разделы формы, которые будут исполняться оркестром (фортепиано).

Особый вопрос – о размере, в котором написаны примеры 13 и 14.

                                             Пример 13.                                                                     Н. Ладухин. Одноголосное сольфеджио. №23

                                           Пример 14                                                                                                                     Н. Ладухин. №9

                                              Пример 15                                                                                                         Н. Ладухин. № 23

                                                 Пример 16                                                      А. Рубец. Одноголосное сольфеджио, № 58

Описание: ааа

Описание: ааа

Описание: ааа

КОММЕНТАРИЙ:

1) Особый интерес вызвало определение размера в примерах 13 и 14. Не все ученики знали, что обозначение размера буквой C может относиться и к четырёхдольному, и к двухдольному тактах. В размере 4/4 в такте возникают две сильные доли (на первой и третьей четвертях), а 2/2 -размер простой, с одной сильной долей в такте. Пробуя эти мелодии в четырёхдольном и двухдольном вариантах, ученики легко убедились, что в размере 4/4 музыка исчезает — все доли и такты имеют одинаковый вес. В двухдольном варианте и доли внутри такта и сами такты приобретают разный вес, что способствует выраженному движению внутри такта и между ними. 

2) Ученики проявили интерес к построению тематического сценария мелодий и приобрели начальный навык определять жанровую природу тематических элементов (сольную, ансамблевую, хоровую), Попытки построить тематический сценарий заинтересовали учеников, как и их педагогов, и заметно оживили работу команд, высказывающих часто противоположные способы построения сценария. Эффективность каждого проверялась на практике, путём сравнения выдвинутых вариантов и отбора наиболее органичных для данной мелодии. 

3) В структуре мелодии из примера 16 (Рубец, №58) не вызвал вопросов хоровой тематизм первого периода и сольный (вернее — ансамблевый) — середины. Неясность возникла в оценке материала последних пяти тактов перед репризой. После нескольких разных предложений (поручить их третьему солисту, спеть хором) решили, что это материал «одноразовый», связующий, и его не стоит петь ни солистам, ни хору, а поручить оркестру (т.е. фортепиано). Итоговое исполнение убедило слушателей в правильном распределении ролей.

            ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧЕНИКОВ (по выбору)

  а) Сочинить две контрастные и законченные по форме мелодии. Записать со всеми необходимыми обозначениями и описать их сходство и различие.

  б) Сочинить второй голос к любой мелодии  из первого задания:

  а) как гармоническую опору;

  б) как второй голос для дуэта.

  в) Сделать трёхстрочную гармонизацию любой мелодий из первого задания.

  г) Выписать из пьес своего репертуара примеры двух контрастных мелодий и сравнить средства, с помощью которых достигнут их контраст.

КОМЕНТАРИЙ:

1) Несмотря на непривычные формы заданий и недостаток времени, некоторые ученики не побоялись представить свои варианты второго голоса и выписали темы в пьесах своего репертуара. Правда, исполнять эти варианты пришлось с участием педагога.

2) Главная трудность для учеников — найти достоинства в представленных работах,. По-видимому, она совсем непривычна в практике работы в классе.   ,

ЗАНЯТИЕ 2

    РАСШИФРОВКА И АНАЛИЗ ИНТЕРВАЛЬНЫХ ЦЕПОЧЕК

Обозначить фразы, точки покоя, обозначить сюжет. Отметить гармонические функции и неаккордовые звуки. Дописать  в басовом ключе нижний голос:

                                                                     Пример 17.  G dur

                                                  ааа

                                                                    Пример 18. h moll

                                                    ааа

                                                                     Пример 19.  F dur

                                                    ааа

                                                              Пример 20. A dur

                                                   ааа

                                                            Пример 21.  Es dur

                                                    ааа

КОММЕНТАРИЙ:

1) Непривычной для учеников была запись верхнего голоса штилями вверх, нижнего вниз, при этом залигованные ноты записывать одной длительностью (что позволили услышать в интервальной цепочке не стук интервалов, а ансамбль голосов).

2) Самые большие трудности вызвала необходимость подбора гармонической функции  и баса в соответствии с «весом тактов». Так, первый такт примера 17 ученики упорно предлагали гармонизовать трезвучием тоники, несмотря на то, что им был ясен неустойчивый, «лёгкий» его вес, а с тоникой следовало подождать до последнего такта цепочки. Аналогичные трудности возникали и в других цепочках.


На дом!
ПОДБОР ВТОРОГО ГОЛОСА И ОЦЕНКА ПОЛУЧЕННОГО ДВУХГОЛОСИЯ

Определить тональность, размер, сюжет мелодии, расставить точки покоя.  Сочинить второй голос и исполнить     результат.

                                        Пример 22.                                                                                                           Гретри. «Кукушка и осёл».

ааа

ааа

                                      К данной мелодии а) Подобрать второй голос    б) сочинить вариации на  данную тему (для желающих)

  Пример 23.                                                                                         Русская песня «Во сыром бору тропина»

Описание: ааа

КОММЕНТАРИЙ:

1) За недостатком времени  немногие ученики сделали задание, и ещё меньшее число их решились представить. Представленные работы касались сочинения второго голоса к заданным мелодиям, Лишь одна ученица выписала из скрипичного концерта главную тему, но только первое предложение.

2) Ясно, что практика привлечения музыкального материала, проходимого в классах специальности, как и творческие задания, расширяют кругозор учеников и дают им материал для осмысления теории. 

ЗАНЯТИЕ 2а

ПОСТРОЕНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО СЦЕНАРИЯ ПЬЕСЫ:

Определите в каждом примере количество голосов, выделите голоса тематические и гармонические.

Распределите тематические голоса между солистами, группами хора, хором tutti и оркестром (фортепиано).

                                               Пример 24.                                                                                                        Э. Григ. Элегия

E0971F4D

 E0971F4D

                                         Пример 25.                                                                             П.И. Чайковский. Детский альбом. Вальс                   

ааа

КОММЕНТАРИЙ:

1) Составление тематического сценария пьесы оказалось очень интересным для учеников. Не так просто было определить количество голосов в фактуре, отделить голоса гармонические от голосов тематических. Выполнив такую работу, можно строить сценарий, распределять голоса фактуры между солистами, хором, ансамблем солистов или хором tutti.

2) В примере из «Элегии» Э. Грига легко выделились партия солистки (жалоба) и партия «утешающего» хора. В «Вальсе» П.И. Чайковского ученики насчитали не 5 голосов (четыре в левой и один в правой), но разглядели дуэт мальчика и девочки в партии правой руки (причём, девочки решили, что первая реплика должна принадлежать девочке, как наиболее активному члену общества), однако в конце концов согласились, что на балу  приглашает к танцу мальчик.  


ЗАНЯТИЕ 3.

Определите вид лада и формы тоники (гармоническая и мелодическая):

                                                Пример 26.                                                                                  Б. Барток. Детям. Тетрадь II, №14  

Описание: CE3BD99

Описание: CE3BD99

                                                  Пример 27.                                                                                                      Б. Чайковский. Утро.

CF52476

CF52476

CF52476

                                        Пример 28.                                                                                                                     Русская песня

ааа

ааа

КОММЕНТАРИЙ:

1) Не удалось проанализировать  примеры, так как время ушло на другие формы работы, но педагоги смогут доделать этот анализ на уроках.

ЗАНЯТИЕ 3а

Определить роль главных (нейтральных) ступеней и побочных (высоких и низких) в тональной настройке.

Тоника звучит устойчиво, если: а) Стоит на сильной доле и в тяжёлом такте; б) На сильной доле предыдущего такта или в лёгком такте ей предшествует  её доминанта (реже – субдоминанта).

Задания:

а) Звук «ля» разрешить во всех тональностях, где он входит в состав тонического трезвучия;

б) В тональности си-бемоль мажор (в трёх видах лада) разрешить все высокие и низкие ступени;

в) Звук фа-диез (соль-бемоль) разрешить как неустойчивую ступень в мажоре и миноре.

КОММЕНТАРИЙ:

1) Не так просто убедить учеников, что звуки I,III, и V не всегда звучат устойчиво. Нужно научиться делать любой звук устоем или неустоем, что зависит не от номера ступени в гамме, а от условий, в которых она находится. для этого следует включить воображение учеников, чтобы выбрать размер, ритм, стопу музыкальной фразы, в которой будет стоять эта ступень. Наиболее устойчиво звучит звук, если он стоит на сильной доле такта, и ему предшествует доминанта (реже-субдоминанта), стоящая также на сильной доле  предыдущего такта.

2) Поняв этот механизм, ученики успешно разрешили разные звуки и ступени в соответствием с условиями задания.

3) Главное препятствие — плохо работающее воображение, в результате того, что дети помнят не сами гаммы, а их ключевые знаки, и испытывают трудности в поиске главных ступеней, способных настроить на тональность, и побочных ступеней, окраска которых различна в мажоре и миноре. А эти навыки, в сочетании с ритмическим воображением, помогают создать реальные связи звуков в реальных гаммах.