Яндекс.Метрика

Предисловие и примечания к младшим классам

1.      Fritz Jode. Der Kanon. Berlin, 1929

2.      Molnar Antal. Klassicus kanonok. Budapest. 1955

3.      145 канонов и кводлибетов. Составитель Э. Силиньш.  Рига, 1978

4.      102 канона. Составитель Э. Силиньш.  Рига, 1981

5.      Marcos Vega.  El enigma de los canones. Madrid, 1983

6.      Christoph Jaffke, Magda Maier. “Early One Morning”. Stuttgard,1987

7.      Frans-Piteer Bandholzer, Harald Hepher, Klaus Wolf. 333 Lieder. Stuttgard, 1995

8.      Каноны. Учебное пособие по сольфеджио для ДМШ и музыкальных училищ. Составление и редакция В.П. Середы. – М., «Престо», 1997

ПРИМЕЧАНИЯ

 

МЛАДШИЕ КЛАССЫ

№1. Канон ритмический. Возможно вступление риспосты в третьем такте. Ритмическая фигура первой и второй фраз позволяют детям придумывать и импровизировать собственные варианты текста.   

Перекличка голосов  с одинаковым текстом позволяет формировать у детей   первоначальные навыки коллективного музицирования.

№№2 и 3. Оба канона построены на игре – диалоге педагога и детей: пропоста  у педагога, риспоста (эхо) у учеников. Хорошая возможность педагогу проявить свою способность к импровизации, придумывая на ходу новые варианты пропосты. В дальнейшем такая игра может быть поручена двум группам детей.

№4. Канон построен также по принципу эхо, без контрапунктирующего материала. Но  более сложный рисунок мелодии требует тщательного разучивания.

№5. Канон содержит начатки двойного контрапункта, возникающие при наложении начала риспосты на конец пропосты.

№№6-8. Исполняя эти простые каноны, дети должны запомнить начальный интервал первого голоса и научиться его четко повторять, слушая ритмически контрастный контрапункт.

№9. Один из школьных канонов, позволяющий детям выстроить и освоить мажорное трезвучие. В оригинале название канона «Стул на трех ножках». Текст  канона : «Стул на трех ножках. Я – сапожник» (треножник –  традиционное сиденье сапожника).

№10. Четкое деление мелодии на фразы с различным ритмом и рисунком позволяет использовать канон как основу для занятий ритмикой – чередованием  различных движений учеников на разных фразах канона.

№№11, 12 Разучивая с детьми эти каноны, педагогу следует обратить внимание на контрапунктирование разных разделов канона и  добиться рельефности их одновременного звучания.

№№13-15 Можно использовать материал этих канонов в разных тональностях, по мере их освоения учениками.

№№16-18 Мелодия канонов позволяет зафиксировать звуки мажорного трезвучия.

№20 Текст канона сочинен учениками школы «Лад». В оригинале название канона – «Завтра мы будем косить овес». Мелодия этой старинной песни послужила В.А. Моцарту основой для его вариаций.

№21 Материал канона – хорошая иллюстрация при прохождении длительностей, особенно если придумать вместе с детьми подходящий текст.

№22 Простой канон, разучивание которого сочетается с элементами ритмики.

№№23-31 Материал  этих канонов ставит перед учениками задачу добиться  необходимого ансамбля в движении голосов параллельными терциями. Полезно  также сочинение текстов, соответствующих музыкальному содержанию, и  использование элементов ритмики и театрализации.

№32 Материал канона, сочиненного в 16 в. Михаэлем Преториусом, может быть использован на празднике «Дня музыки».