МАСТЕР-КЛАСС В ДМШ им. ШЕБАЛИНА 22.10.14
В.П. Середа
МАСТЕР-КЛАСС В ДМШ им. ШЕБАЛИНА 22.10.14
Тема: ЛАД В МУЗЫКЕ
В мастер-классе участвуют ученики 5-7 классов ДМШ. Участники распределяются в команды по 4-5 человек в каждой, и вырабатывает ответы на поставленные вопросы или решения предложенных задач.
Полученные результаты обсуждаются для выработки оптимального решения.
I. Вопросы к командам:
1) Как мы понимаем слово лад. Что такое лад в музыке. Где ещё в жизни возникает (или не возникает) лад.
2) Какие свойства имеют ступени лада:
а) Что такое функция ступени лада, какие они бывают, как возникают.
• От чего они зависят устойчивость и неустойчивость ступеней лада;
• Как сделать любую ступень лада устойчивой или неустойчивой.
• Что значит разрешить ступень лада?
• Надо ли разрешать устойчивые ступени (или они «и так устойчивы»)?
б) Что такое позиция ступеней лада.
• Какими бывают позиции ступеней лада, как их определять.
• Почему мажор – светлый, а минор – тёмный.
• Какие ступени мажора и минора совпадают, а какие расходятся.
• Какая ступень на белых клавишах самая высокая (светлая)? Самая низкая (тёмная)?
II. Практические задания для команд:
а) Расшифровать данные мелодии, определить в каждой мелодии тональность, лад, обозначить границы фраз, отметить точки покоя,
гармонические функции.
б) Отметить в каждой мелодии все случаи смены тоники.
в) Сравнить в разных мелодиях состав гамм.
КОММЕНТАРИЙ:
Дети подробно познакомились со всеми заданными вопросами, но вряд ли они оценили их важность. Впрочем, один вопрос возник у многих: «Что такое «точка покоя«.
Беседа на эту тему позволила ответить и на другие вопросы, которые явно затрудняли детей. В отличие от других видов искусства музыка музыка имеет очень тонкую и развитую временную организацию, основанную на смене состояний движения и покоя, и способна передать нам суть жизни — процесс её течения, обновления, преобразования. «Точка покоя» легко узнаётся, если мелодию спеть музыкально, различая такты лёгкие (наполненные движением) и тяжёлые (приводящие к покою).
Эти свойства элементов музыки мы постарались выявить, исполняя мелодии примеров.
Дети не сразу попадали в ритм, понимали разницу тяжёлых и лёгких тактов. Пришлось каждую мелодию сначала просольмизировать (не петь, а просто прочитать ноты в строгом ритме), после чего стали ясны механизмы, управляющие движением в музыке, и мелодии прозвучали более осмысленно.
Попутно выяснялись вопросы о том, как сделать любой звук устоем или неустоем, например, почему в конце третьей фразы венгерской песни (пример 1) мы ощущаем как тонику звук «ре» , а в конце следующей — звук «до«, какую роль играет здесь их метрическое положение.
Те же причины заставляют звучать устоем в конце третьей фразы примера 2 звук «соль», а в конце четвёртой — звук «фа»,
Так же ясно, что две начальные фразы примера 4 ориентированы на тонику ля-минора, а две последние — на тонику ми-минора.
В примере 5 на основе белоклавишного звукоряда две первые фразы направлены к тонике «соль», а две последние — сначала к тонике «до», а затем — к тонике «ми».
Пример 1 Венгерская песня
Пример 2 Белорусская песня
Пример 3 Белорусская песня
Пример 4 Латвийская песня
Пример 5 Русская песня
Пример 6 П. Чайковский. «Русское скерцо».
Конечно, мы не успели проработать все намеченные примеры. Но удалось просольмизировать №№ 4,5 и 6, правда, с разным успехом. Попутно выясняли, почему один и тот же звук в одной и той же мелодии звучит то устоем, то неустоем. Большинство детей сумели связать устойчивость и неустойчивость с метрическим положением и нахождением в звука в точке покоя, а также с тем, какими ступенями подготавливался каждый устой..
III. Разные способы, позволяющие лучше усваивать строение гамм:
• Пение вверх и вниз на одном дыхании (с настройкой на тоническую квинту);
• Пение ломаными терциями (или квартами);
• Пение тетрахордами и пентахордами от каждой ступени вверх и вниз;
• Пение секвенций с различным шагом из оборотов: а)I-II-IV-III; б)II-III-IV-V-III-I;
в) III-II-III-IV-II; г)V-IV-III-II-III-I; д) III-II-III-V-IV-II; и c завершением в последнем звене.
Эти способы проработки гамм я показал уже в конце занятия сам, поскольку дети устали и стали рассеянными.
IV. Вопросы к командам:
а) Сколько натуральных минорных гамм включают в свой состав звук ля-бемоль;
б) В каких минорных гаммах его удобнее назвать соль-диезом, и почему;
б) В каких (мажорных и минорных) гаммах ля-бемоль (соль-диез) будет:
• устойчивой ступенью;
• неустойчивой ступенью.
• высокой ступенью;
• низкой ступенью;
• нейтральной ступенью.
Эти вопросы мы прорабатывали уже хором, без обсуждения в командах. Но, поскольку задания остались в руках детей и педагогов, педагоги смогут помочь детям их выполнить. Основные трудности возникали у детей в связи с недостаточно развитым воображением. Чаще всего они хорошо знали ключевые знаки, но плохо ориентировались в реальном строении гамм.
V. Практические задания для команд:
а) Звук ре разрешить во всех тональностях мажора и минора, где он входит в состав тонического трезвучия.
б) Звук фа-диез разрешить в тональностях мажора и минора разных видов как высокую ступень.
в) Звук ми-бемоль разрешить как низкую ступень в мажоре и миноре.
г) Звук до-диез (ре-бемоль) разрешить в мажоре и миноре как нейтральную ступень.
д) Звук си-бемоль (ля-диез) разрешить как неустойчивую ступень в мажоре и миноре.
Наибольшие трудности вызвало у детей предложение разрешить звук «ре» в Ре мажоре. Обычная реакция учеников: «Зачем же его разрешать, если он и так устойчив?» Мысль о том, что звук не может иметь функции (быть устоем или неустоем), если он не включён в систему связей с другими звуками, не сразу дошла до сознания учеников. Правда, в конце обсуждения одна ученица сообщила, что можно понять функцию «только в контексте».
Особенно заинтересовали учеников новые для них понятия позиций ступеней лада, объяснившее им, почему мажор — светлый, а минор — тёмный, а также мысль о том, что можно высветлить минор, если ввести в него высокие ступени, и затемнить мажор, вводя низкие ступени.
Другим вопросом, который также прояснился для учеников, была роль гармонических функций в передаче оттенков движения и покоя: тоника как состояние покоя, доминанта — движение к тонике, субдоминанта — движение от тоники. Эти свойства функций ясно представлены в мелодии немецкого канона «И только музыка будет всегда», который дети с удовольствием спели в качестве финала нашего мастер-класса.
VI. Расшифровать мелодию, найти в ней канон и исполнить его:
Пример 7 Немецкая песня-канон «…и только музыка будет всегда!»