О ПРИРОДЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛОГИКИ
О ПРИРОДЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛОГИКИ
(С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ МУЗЫКА?)
Полноценное воспитание музыкального мышления предполагает достаточно ясное представление педагога и ученика о музыкальной логике. Понятие логики восходит к греческому корню логос – «слово», (слово – не в качестве отдельной части речи, а как синоним понятий идея, разум, смысл, принцип)*. Музыкальная логика, как и любая другая, есть смысловая связь элементов, которую следует отличать от любого их случайного соседства. Такое понимание предмета по своему содержанию противоположно представлениям о неких мертвых, вечных правилах, жестко фиксирующих порядок элементов музыкального языка.
Представление о музыкальной логике вытекает из понимания природы музыкального языка, исключительная ценность которого состоит в его способности передавать самую суть жизни – процесс ее движения, развития, обновления, преобразования.
Структура музыкального языка сложилась в расчете на максимальную передачу свойств этого процесса, в ней нет ни одного элемента, который бы находился вне «потока жизни». Он включает и обновление, преобразование исходных тематических элементов, и смысловое взаимодействие исходных, производных и контрастных интонационных структур, и логическую, интонационную связь одновременно звучащих голосов. Его выразительность определяется живой структурой музыкального времени, опирается на «мускулатуру» ладовых функций. Непрерывность и многогранность в передаче потока жизни – источник богатства музыкального содержания и силы ее воздействия на слушателей, причина увлекательности и «заразительности» музыкального искусства.
Взаимоотношение факторов, формирующих жизнь музыкальной ткани, можно представить в виде следующей схемы:
• основу его составляет мелодика, интонационное содержание голосов в качестве главного носителя образности и индивидуального тематического смысла, опоры музыкальной логики. Богатство исходного рисунка, бесконечные возможности его преобразования при сохранении неповторимости и узнаваемости, обеспечивают мелодике ведущую роль в передаче музыкального смысла, в построении сюжета музыкального произведения, его драматургии;
__________________________________
‡ «Вначале было Слово, и слово было Бог, и слово было Богом». — «Евангелие от Иоанна»
• другая важнейшая основа музыкального языка – структура музыкального времени во всем богатстве и его проявлений, включая разнообразие метрической и ритмической пульсации, дыхание синтаксической структуры;
• переплетение голосов образует музыкальную ткань, структура которой в разные исторические эпохи различается и по количеству голосов, и их гармоническим и тематическим функциям, и приемам изложения. Однако ведущим в ней всегда остается мелодическое начало;
• все мелодические и гармонические связи возникают и протекают в условиях определенной модальной основы (звукоряда или группы звукорядов), структура которой организует «пространственное» распределение звуков, составляющих музыкальную ткань, и определяет особенности ее интонационного материала;
• в каждой культуре в разные эпохи формируются и развиваются принципы логических связей звуковых элементов – ладовые структуры, отличающиеся как по строению модальной основы, так и по способу функциональной организации;
• одним из результатов взаимоотношения всех этих процессов становится гармония, проявляющаяся в координации голосов музыкальной ткани с помощью вертикальных структур. Каждая из вертикальных структур – интервал, аккорд, кластер – обретает конкретный выразительный смысл только в определенном метроритмическом контексте и в связи с интонационным содержанием мелодических голосов, из которых складывается музыкальная ткань;
• итог усилий композитора оформляется в виде различных композиционных структур на основе складывающихся в каждую эпоху принципов формы.
Предложенная схема позволяет осмыслить и проанализировать материал различных исторически сложившихся европейских стилей. Ее можно увидеть и в архаическом фольклоре, и в старинной модальности, и в классической тональной системе, и в романтической, и постромантической музыке, и в произведениях 20 и 21 века.
Конечно, в каждом из указанных стилей роль и содержание отдельных компонентов может сильно варьироваться. Так, в формообразовании и музыкальной драматургии произведений, созданных на основе классической тональной системы, значительная роль, наряду с мелодикой, принадлежит гармонии во всех ее проявлениях – и в системе тональных функций, и фонизме, и сонантности, и модальной природе.
В практике преподавания музыкально-теоретических предметов – в действующих программах и популярных учебниках – эта схема в значительной мере упрощена, а иногда и «перекошена». Так, в оценке содержания музыкальной ткани в действующих учебниках наблюдается явный крен в сторону структуры аккордов, возникающих на ступенях ограниченного числа октавных звукорядов.
Согласно сложившейся практике сольфеджио в ДМШ тональность, определяемая «по ключевым знакам и последней ноте», позволяет автоматически делать вывод об «устойчивости» и «неустойчивости» гармонических элементов. В результате в сознании учеников складывается ошибочное представление об «устойчивости» и «неустойчивости» как о природных свойствах элементов лада, определяющихся их положением на ступенях звукоряда, и укладывающихся в раз и навсегда заданную схему.
В то же время сведены к минимуму знания об основном носителе смысла в музыке – мелодике. В традиционной школьной теории отсутствует, и по этой причине не может включаться в систему логических оценок, представление о синтаксическом строении мелодии и о интонационном взаимодействии синтаксических единиц, составляющих мелодическую линию (хотя в музыкальной науке накоплено достаточно знаний об этих процессах). В результате ученикам остаются практически неизвестными законы рождения, развития и взаимодействия мелодико-интонационых структур, лежащих в основе музыкальной драматургии, жанровой природы, образного строя мелодики.
Столь же размытые критерии существуют и в оценке временнóй структуры музыки. В практике сольфеджио наиболее распространен способ определения размера «по руке». Ни в одном из школьных учебников нет ясных критериев распознания размера, а также определения «цены» метрической доли, столь актуальных, например, при записи музыкального диктанта – а эти критерии напрямую связаны с пониманием структуры мелодии, ее интонационного содержания и гармонической основы.
И уж совсем незнакомыми ученикам являются законы, по которым строится взаимоотношение голосов в музыкальной ткани, хотя на ее практическое освоение в классе по специальности тратится немало их усилий.
Серьезный недостаток сложившейся системы теоретической подготовки музыкантов проявляется в нескоординированности знаний, которыми располагают разные учебные дисциплины: ученики что-то узнают на сольфеджио, что-то в курсе гармонии, что-то в курсе анализа, что-то на уроках музлитературы, но приведение этих знаний в систему – только их личная проблема.
Весьма сложно подчас бывает освоить законы музыкальной логики на основании дидактических материалов, предлагаемых, например, в качестве музыкальных диктантов или гармонических задач. Среди них, наряду с образцами, основанными на живом материале и не вызывающими сомнения, достаточно часто встречаются примеры, назвать которые мелодиями «язык не поворачивается», где музыкальный материал соседних тактов или фраз никак интонационно не связан: первая фраза не знает, что будет во второй, вторая забыла материал первой и не предполагает того, что будет в третьей. Да и само деление на фразы часто имеет весьма условный характер. По-видимому, главная цель авторов таких материалов – употребить положенные в данной теме комбинации ступеней или интервалов, а об их логическом сопряжении заботиться не обязательно.
Таким способом для учеников закрывается путь к освоению действительных факторов, порождающих смысловую, логическую связь звуковых элементов, определяющих все богатство содержания музыкальных текстов.