ОТ АВТОРА
Материал предлагаемого пособия является обобщением многолетнего опыта работы автора и его коллег со студентами разных специальностей колледжа им. Гнесиных, с юными и взрослыми учениками школы «Лад», учащимися московской ДМШ им. Блажевича, слушателями курсов повышения квалификации и участниками педагогических семинаров, проводимых автором в колледже им. Гнесиных, в Московском городском и областном методических кабинетах, а также в различных городах России и ближнего зарубежья.
Предлагаемая читателям работа представляет сборник упражнений по освоению принципов музыкальной логики, особенно актуальных для понимания классической тональной системы, хотя большинство рассматриваемых здесь приемов помогает воспринимать музыку разных стилей и эпох – как более старую, так и более новую.
Начиная с 2003 года издательский дом «Классика-21» выпустило последовательно три моих учебника – «Музыкальная грамота и сольфеджио» для 6 и 7 классов ДМШ и «Элементарная теория и сольфеджио» для студентов музыкальных училищ.[1] Все эти пособия были рассчитаны на соединение теоретических представлений с практическими сольфеджийными навыками. Каждый выпуск состоял из двух частей: первая (учебное пособие) предназначалась для учеников ДМШ или студентов училища, вторая (методическое пособие) для их педагогов. В первой содержались объяснение материала, а также вопросы и задания для учеников, во второй – ответы и решения.
Содержание названных учебников отражают опыт работы автора и его коллег с учениками школы «Лад», просуществовавшей в рамках колледжа им. Гнесиных 15 лет и по недомыслию закрытой дирекцией колледжа, но возродившейся в новых условиях на базе общеобразовательной школы. Упражнения, включенные в эти пособия, успешно выполнялись учениками старших классов «Лада», однако для учеников других ДМШ некоторая часть заданий оказалась малодоступной из-за непривычной постановки вопросов и высокого уровня трудности. Излишняя сложность предлагаемых здесь упражнений оттолкнула, в первую очередь, тех педагогов, кто привык учить детей с помощью единственного приема: «ЗАПОМНИ!!». Затруднения вызвала и принятая в этих учебниках необходимость жесткой связи теоретических тем и сольфеджийных упражнений, в обычной практике ДМШ рассматриваемых независимо друг от друга. Кроме того, в этих пособиях было явно недостаточным число более простых заданий, дающих ученикам возможность постепенного движения от темы к теме.
Предлагаемые здесь упражнения могут обогатить учебный процесс дидактическими материалами, помогающими развитию музыкального мышления учащихся, и, в то же время, не должны сковывать педагога жесткими временными рамками. Представляется целесообразным выбор конкретных видов практических заданий, их трудность и порядок прохождения отдать на усмотрение педагогу, ведущему курс. Опыт работы в новом «Ладе» показал продуктивность найденной методики.
Предлагаемая разработка не является учебным пособием, предназначенным для использования в работе с учащимися или студентами, хотя включенные в него упражнения, в зависимости от сложности, могут быть использованы и на начальной стадии обучения, и в работе с уже достаточно искушенными учениками.
Основная аудитория, которой адресовано пособие – педагоги-теоретики, работающие на разных этапах музыкального образования. Они могут использовать предлагаемые упражнения в качестве основного или вспомогательного материала, для начального освоения или более углубленной проработки отдельных тем. Конечно, для этого педагогам следует вначале самим проработать эти упражнения, чтобы снять возникающие вопросы.
Каждому виду заданий предшествуют методические указания и пояснения, помогающие ученикам и педагогам в выполнении упражнений. Для проверки результатов работы в последней главе приводятся расшифровки текста упражнений и варианты выполнения некоторых творческих заданий.
Теоретический и практический материал пособия не согласуется с содержанием действующих программ по предметам музыкально-теоретического цикла для ДМШ или музыкальных училищ. Он косвенно отражает скорее их недостатки, так как построен по принципу заполнения «белых пятен» и «черных дыр», существующих в подготовке выпускников ДМШ, с которыми автору приходилось многократно встречаться в курсах сольфеджио, теории, гармонии и полифонии в училище. Поэтому здесь вводятся и разъясняются некоторые теоретические понятия и виды практических заданий, отсутствующие в действующих программах и пособиях, но настоятельно необходимые для понимания музыкальной логики. Это, прежде всего, касается смысловых отношений, лежащих в основе музыкальной ткани. Сюда относятся:
• различные способы анализа мелодики, ее синтаксиса, масштабной структуры и интонационной логики;
• принципы отношения голосов гармонической ткани;
• связь функциональной системы и модальной основы лада.
Содержащийся в тексте теоретический материал позволяет соединить принятую здесь терминологию в более согласованную и реально работающую систему, способную служить для реального освоения учениками основ музыкальной логики. Для большей наглядности в ряде случаев разъяснения даются на материале достаточно широкого круга примеров из музыкальной литературы.
Дидактический материал первой главы основан на «живом» музыкальном материале, заимствованном как из произведений классической музыки разных стилей, так и из многонационального фольклора. Лишь несколько заключительных примеров первой главы специально сочинены в качестве материалов для учебных заданий.
Упражнения третьей главы строятся на основе норм музыкальной логики, и рассчитаны на возможность, после выполнения заданий, проанализировать их синтаксическую структуру, установить интонационную связь соседних элементов, выявить развитие и преобразование исходного материала, определить характер соотношения голосов, составляющих музыкальную ткань.
[1] В.П. Середа. Музыкальная грамота, Сольфеджио. 6 класс. Учебное пособие для учащихся. М., «Классика-XXI», 2003.
В.П. Середа. Музыкальная грамота, Сольфеджио. 6 класс. Методические рекомендации для педагогов. М., «Классика-XXI», 2003.
В.П. Середа. Музыкальная грамота, Сольфеджио. 7 класс. Учебное пособие. М., «Классика-XXI», 2003.
В.П. Середа. Музыкальная грамота, Сольфеджио. 7 класс. Методическое пособие. М., «Классика-XXI», 2003.
В.П. Середа. Теория музыки, Сольфеджио. Учебное пособие для студентов музыкальных училищ. М., «Классика-XXI», 2005.
В.П. Середа. Музыкальная грамота, Сольфеджио. Методическое пособие для преподавателей музыкальных училищ. М., «Классика-XXI», 2005.