Содержание пособия
СОДЕРЖАНИЕ ПОСОБИЯ
Предлагаемое пособие построено с учетом высказанных выше соображений. Главный акцент сделан здесь на мелодику – основной носитель смысловых отношений в музыкальном языке и ее логическую связь с остальными элементами музыкального языка.
Глава первая – «Расшифровка и анализ мелодии» – содержит упражнения, разбитые по трудности на несколько уровней. Материал начального уровня может использоваться уже на ранних стадиях обучения – в младших классах ДМШ, примеры из последнего – в старших классах ДМШ и на разных курсах средних специальных учебных заведений.
Все упражнения, включенные в этот раздел, построены на расшифровке и последующем анализе мелодии – определении ее тональности или особенностей лада, размера, выявлении цезур, определении синтаксиса, что позволяет выявить в мелодиях исходный материал, проследить приемы его развития и обновления, выстроить сюжет мелодии, оценить ее жанровую природу и образный строй. Все это может послужить основой для различных творческих заданий и закладывает основу творческого мышления, позволяя логически связать представления о мелодическом рисунке с метром, ритмом и гармонией.
Глава вторая – «Основы лада» – посвящена теоретическому осмыслению условий, в которых возникают и реализуются тональные функции звуков и созвучий. Здесь уточняется смысл и объясняется природа многих широко распространенных понятий – таких как тяготение и разрешение.
Во второй части этого раздела излагается теория, позволяющая оценить модальные позиции звуков и созвучий в условиях различных звукорядов, и рассматривается их взаимосвязь с функциональной системой лада.
Сведения эти достаточно новы для читателя, так как отсутствуют в действующих программах и традиционных учебниках. Здесь же излагаются способы построения практических упражнений, позволяющих начать практическое освоение этих теоретических положений.
Глава третья – «Освоение гармонии и голосоведения» – позволяет продолжить и закрепить материал первой и второй глав, понять способы реального функционирования интервалов и аккордов, образующих ладовую структуру. Основная форма заданий здесь – упражнения на расшифровку интервальных и аккордовых цепочек, расположенные также в нескольких уровнях. Их цель – освоение норм голосоведения, позволяющих увидеть в каждой гармонической последовательности образующие ее мелодические голоса и добиться их рельефного звучания. Различная в каждом уровне трудность заданий позволяет использовать их, на усмотрение педагога, на разных этапах обучения.
Многолетняя практика показала чрезвычайную пользу этой формы работы, о чем свидетельствует ее, без преувеличения, огромная популярность. Брошюру с подобными упражнениями,[1] изданную российским методкабинетом в 1981 году тиражом всего лишь 1200 экз., автору приходилось встречать по всей России и ближнему зарубежью, где она разошлась в виде бесчисленных ксерокопий, и что, несомненно, показывает методическую ценность ее материала. По-видимому, главное достоинство представленных там упражнений представляет содержание последовательностей, где гармонические средства находятся в естественных условиях, а сама последовательность рассчитана на то, чтобы служить моделью определенных музыкальных ситуаций.
Продолжая разработку этой полезной формы работы, автор включил здесь новые аналитические установки, необходимые для более глубокой проработки материала с учетом более точных критериев его логики.
Упражнения этого раздела в большинстве соответствуют условиям, принятым в практике ведения теоретических дисциплин в ДМШ и младших курсов музыкального училища: здесь используется преимущественно тесное расположение аккордов. Новое в системе упражнений – введение цепочек, содержащих чередование интервалов и аккордов, более широкое применение проходящих и вспомогательных созвучий, обозначенных звездочками, а также введение обозначения мелодических положений аккордов, позволяющее время от времени переходить к смешанному расположению. Все это требует от ученика при расшифровке более точно учитывать и прослеживать линии голосов, то сходящихся в унисон, то расходящихся в интервал или аккорд. Таким образом, делается следующий шаг к практическому освоению одной из основ курса гармонии – норм голосоведения, лежащих в основе гармонической ткани.
Кроме записи нотами зашифрованных интервалов и аккордов необходимо в каждой последовательности определить синтаксис, выявить тематические элементы и их взаимосвязь, оценить и выстроить интонационную связь голосов, их тематические функции, а также определить тональную и модальную основу, появление новых тональностей в виде отклонений или переходов, отметить неаккордовые звуки.
Проработка упражнений позволит ученикам осознать смысловое наполнения голосов музыкальной ткани, научиться выделять среди голосов ведущий и имитирующий голоса, видеть удвоение их рисунка и противодвижение к нему, а также контрапункт. Эти понятия получили соответствующее отражение в теоретическом материале пособия.
Глава четвертая – «О творческих заданиях» – излагает некоторые принципы построения творческих заданий для учащихся, основой которых служат расшифрованные мелодии первого раздела. Успешное освоение основ анализа мелодики позволяет ставить перед учениками более сложные творческие задачи – такие как сочинение второго голоса, связанного с расшифрованной мелодией интонационно и гармонически, подбор аккомпанемента, сочинение поэтического текста, соответствующего образному строю и жанровой природе мелодии.
На более поздней стадии выполненные учениками и студентами работы часто оказываются «версиями» сочинений, созданных композиторами. Особенный интерес имеет сравнение ученических версий с оригинальными текстами.
Глава пятая – «Тематический сценарий музыкального произведения» – является продолжением предыдущей главы о творческих заданиях. Оценка интонационной драматургии, заложенной в каждой мелодии, позволяет строить ее тематический сценарий. Здесь же излагаются и основные правила этой достаточно новой формы работы.
Глава шестая – «Расшифровки» – раскрывает инкогнито авторов и названий произведений и приводит правильные варианты записи мелодий.
Заключение посвящено изложению принципов интегральной методики и ее основных целей – воспитанию музыкального мышления и формированию творческой личности ученика.
Приложение содержит образцы таблиц, позволяющих ученику более полно освоить и осмыслить гармоническое содержание различных звукорядов мажора и минора.
[1] «Упражнения на фортепиано в курсе элементарной теории музыки». Составители – преподаватели государственного музыкального училища им. Гнесиных В.П. Середа, Т.Л. Адеркас, Л.С. Синяева. Центральный научно-методический кабинет по учебным заведениям культуры и искусства. – Москва, 1981.